Фрагмент для ознакомления
2
Ситуация 1. Машиностроительный завод
История
Завод конических роликоподшипников был основан в 1981 г. Компания специализировалась на выпуске очень больших серий небольшой номенклатуры конических роликоподшипников, которые в основном предназначались для производства грузовиков, автобусов, тракторов и сельскохозяйственных машин в бывшем СССР. Клиенты завода были разбросаны по всему Союзу: Россия, Белоруссия и Украина.
После 1994 г. предприятие преобразовалось в Акционерную компанию открытого типа. В 1995 г. общее собрание акционеров приняло решение о проведении второй эмиссии акций, на которую подписался швейцарский банк. Распределение акций было следующим: Государственный фонд имущества -28,3%, работники и бывшие работники - 52,4, банк «Пиктет» из Женевы - 7%, прочие незначительные группы владельцев - остальные акции.
Вид деятельности - производство однорядных подшипников и игольчатых роликоподшипников.
Номенклатура продукции включала три основных изделия:
однорядные конические шарикоподшипники, рассчитанные под большие нагрузки, особенно для больших сельскохозяйственных машин, средних грузовиков и тракторов (от 8 до 15 т), а также для автобусов и троллейбусов; радиальные роликоподшипники с игольчатыми роликами и двумя кольцами, которые используются в универсальных муфтах автомобильных карданных валов и рулевых колонок; товары массового спроса.
Диагностика состояния предприятия
Маркетинг
Анализ продаж за последние четыре года показал, что продажи постепенно снизились до 50% загрузки существующих мощностей:
продажи снижались постоянно, надежда на улучшение была незначительной, поскольку производство грузовиков, автобусов и сельскохозяйственных машин столкнулось с большими трудностями, то же самое происходило и с производством автомобилей; с 1985 г. в бывшем СССР отмечалась тенденция замедления производства тяжелых грузовиков, в то время как выпуск легковых машин к 1995 г. стабилизировался и ожидался его прирост на крупных заводах России (ВАЗ, ГАЗ, УАЗ и т.д.). Это привело к резкому сокращению продаж завода в бывших советских республиках; экспортный рынок был перспективным с точки зрения увеличения продаж. Особенно благодаря договору со словацким производителем завод начал развивать продажи в этом сегменте рынка; имеющийся рыночный срез надо дополнить информацией о рынке запасных частей. У этого рынка был хороший потенциал, но для перехода к нему заводу требовалось организовать свою сбытовую сеть и быть в состоянии разработать большое количество товарных позиций.
Сегменты рынка имеют различные характеристики: расчеты полных затрат продажи на экспорт не могут покрыть накладные расходы компании. И тем не менее, экспорт был единственным источником поступления наличных
РЕШЕНИЕ.
Аббревиатура SWOT означает:
Strengths - сильные стороны;
Weakness - слабые стороны;
Opportunities - возможности;
Threats - угрозы.
Иначе говоря, SWOT анализ - это анализ сильных и слабых сторон организации, а также возможностей и угроз со стороны внешней окружающей среды. «S» и «W» относятся к состоянию компании, а «O» и «T» к внешнему окружению организации.
Таблица 2 - анализ ситуации на машиностроительном заводе
Ситуация 2.
Мебельная фабрика
Рыночные формы хозяйствования в условиях жесткой конкуренции приводят к несостоятельности отдельных субъектов хозяйствования или их временной неплатежеспособности. Любую ситуацию, в которой предприятие не успевает подготовиться к изменениям, можно считать кризисной.
Чтобы этого не произошло, необходимо вовремя понять причины, по которым экономика предприятия оказалась в кризисе, и принять меры еще до внешнего проявления трудностей (финансовых сложностей). Поиск путей выхода из экономического кризиса непосредственно связан с устранением причин, способствующих его возникновению. Проводится тщательный анализ внешней и внутренней среды бизнеса, выделяются те компоненты, которые действительно имеют значение для организации, проводится сбор и отслеживание информации по каждому компоненту и на основе оценки реального положения предприятия выясняются причины кризисного состояния. Точная, комплексная, своевременная диагностика состояния предприятия — первый этап в разработке стратегии антикризисного управления деятельностью предприятия. Для наиболее успешного развития предприятий необходимо чётко определять маркетинговые стратегию и тактику, а чтобы этого достичь требуется точно представлять окружающую среду и внутренний потенциал фирмы. Данный подход предполагает использование широко признанного в зарубежной практике метод SWOT-анализа, который позволяет оценить силу, слабость, возможности угрозы. Матрица SWOT даёт возможность свести результаты проведённых исследований в систему, установить линии связи между силой и слабостью, которые присуще предприятию, внешними угрозами и возможностями, которые в дальнейшем будут использованы для формирования его стратегии.
Применим метод SWOT-анализа для установления основной стратегической цели деятельности предприятия. Предположим, что результаты проведённых нами исследований отражают условия функционирования конкретного предприятия торговли и служат основой для составления карты SWOT его деятельности (см. таблицу 2)
Условно обозначим в ней степень влияния факторов внешней и внутренней среды на деятельность объекта исследования (она должна определяться по пятибалльной шкале оценки:
Карта SWOT деятельности.
Таблица 1
Фрагмент для ознакомления
3
1. Агапцов С.А., Мордвинцев А.И., Полонский А.М. Предпринимательская система хозяйствования: Монография. - Волгоград: Принт, 2002. - 256 с.
2. Алексеева М.М. Планирование деятельности фирмы: Учебно-методическое пособие. - М.: Финансы и статистика, 2007. - 248с.
3. . Антикризисное управление: учебное пособие / рук. авт. колл. И.К. Ларионов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Дашков и К, 2004. - 292 с.
4. . Базилевич А.И., Швандар В.А. Управление инвестиционными проектами. - М.: Юнити-Дана, 2001. - 208 с.
5. . Баринов В.А. Антикризисное управление: Учеб. пособие. - М.: ФБК-ПРЕСС, 2005. - 520 с.
6. . Баринов В.А. Бизнес-планирование: Учеб. пособие. - М.: ИНФРА-М, 2006. - 272 с.
7. . Бочаров В.В. Инвестиционный менеджмент. - СПб.: Питер, 2000. - 160 с.
8. . Волков И.М., Грачева М.В. Проектный анализ: Продвинутый курс: Учеб. пособие. - М.: Инфра-М, 2004. - 495 с.
9. . Воронцовский А.В. Инвестиции и финансирования: методы оценки и обоснования: учеб. пособие. - CПб.: Изд-во СПбГУ, 1998. - 528 с.
10. . Гарина Е.П. Антикризисное управление. Учебник. - Р/нД.: Феникс - 2011. - 345 с.
11. . Жарковская Е.П., Бродский Б.Е. Антикризисное управление: Учебное пособие: В 2 т. - М.: ИНФРА-М, 2004. - 318с.
12. . Ковалев В.В. Финансовый анализ: Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2000. - 512 с.
13. . Крылова Г.Д., Соколова М.И. Маркетинг: Практикум: Учебное пособие для вузов. - М.: Велби, Проспект, 2006. - 360 с.
14. . Организация предпринимательской деятельности: учебное пособие для вузов/Под ред. В.Я. Горфинкеля, Г.Б. Полякова, В.А. Швандара. - М.: Юнити-Дана, 2004. - 525 с.
15. . Попов А.Р. Антикризисное управление: Учебник. - М.: Высшая школа, 2005. - 429 с.
16. . Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2002. - 336 с.
17. . Уткин Э.А., Кравченко В.П. Проект-менеджмент. - М.: ТЭИС, 2002. - 208 с.
18. . Ушаков И.И. Бизнес-план. - СПб: Питер, 2005. - 223 с.
19. . Фаенсон М.И. Экономическая оценка инвестиций. - М.: Изд-во МГУП, 2004. - 110 с.
20. . Финансовый менеджмент. Управление финансами предприятия: учебник для вузов / Под ред. Е.Ф. Тихомировой. - 2-е изд., испр. - М.: Академия, 2008. - 383с.
21. . Четыркин Е.М. Финансовый анализ производственных инвестиций. - М.: Дело, 2002. - 256 с.
22. . Экономика предприятия. Под ред. Горфинкеля В.Я., Швандара В.А. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Юнити-Дана, 2007. - 670 с.