Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы.
Управлять людьми – это наиболее трудное и древнее искусство, которое изучается различными науками. Усложнение процессов власти, управления происходит всегда. Теория управления, как и любая другая наука, регистрирует и систематизирует явления, раскрывает закономерности и определяет причинные связи между ними, на основе этого разрабатывает выводы для практического применения, дает рекомендации. Теория управления изучает закономерности организации управленческого процесса и возникающие во время этого процесса отношения между людьми, определяет методологические приемы, соответствующие специфике объекта исследований, разрабатывает систему и методы активного воздействия на объект управления и определяет способы предвидения и прогнозирования изучаемых процессов. Теория управления, как и любая другая наука, регистрирует и систематизирует явления, раскрывает закономерности и определяет причинные связи между ними, на основе этого разрабатывает выводы для практического применения, дает рекомендации. Выделяют следующие особенности процесса управления:
1) Управление – это процесс, который осуществляется непрерывно во времени и пространстве.
2) Управление, как любой процесс, имеет определенную цель, требует проведения анализа (причем глубокого).
3) Если субъект управления воздействует на объект, то мы должны видеть конкретный результат, который должен быть сопоставим с целью. Чем больше совпадают цель и результат, тем эффективнее и качественнее управление.
Разница между хорошим и отличным предприятием заключается в процессе управления им, которое выполняет руководитель, т. е. лицо, которое направляет, координирует и контролирует деятельность исполнителей организации. Последние должны обязательно ему подчиняться и в рамках, которые определены полномочиями, осуществлять весь комплекс его требований. Сам руководитель может брать на себя функции исполнителя только лишь для того, чтобы лучше и более тщательно разобраться в особенностях работы и принимать наиболее обоснованные решения (полагается, что на это он может расходовать не больше пяти процентов собственного времени). Результат усилий руководителя - сгруппированная, направленная и скоординированная работа других людей.
Руководитель представляет собой персонифицированное воплощение предприятия, и к его целям и проблемам он должен относиться как к своим собственным. Современная научно-техническая революция кардинально изменила условия и характер хозяйственных, производственных и социальных процессов. Они стали настолько сложными, что руководитель уже не в состоянии единолично управлять всем.
Поэтому разделение на уровни управления очень актуально на сегодняшний день. Только при разделении возможно достигнуть наивысших результатов в управлении.
Целью данной работы является рассмотрение стилей руководства.
Задачи:
- описать функции и уровни руководства;
- рассмотреть стили руководства;
- изучить руководство как процесс служения и его отличия от лидерства;
- проанализировать руководство в сфере спорта, его специфику;
- описать руководство на примере компании Тойота.
Объект исследования – руководство как процесс. Предмет исследования – особенности руководства в различных сферах.
1 Руководство: сущность, виды и стили
1.1 Руководство: функции и уровни
Руководство является деятельностью по управлению совместной работой людей, личным воздействием на поведение подчинённых с целью осуществления поставленных целей и основывается на официальных предписаниях, собственном примере и взаимном уважении.
Особенность положения руководителя на предприятии, по мнению многих западных специалистов, заключается в следующем.
Во-первых, руководитель сосредоточивает в себе ряд функций реальной власти (при этом исключены диктаторство и патернализм по отношению к подчиненным, которые были свойственны более ранним эпохам), несет ответственность как за себя, так и за общий результат в той мере, в какой может оказывать на него воздействие (однако концепция его ответственности «за все» не правильна в принципе).
Во-вторых, руководитель представляет собой воплощение справедливости, вследствие этого осуществляет для подчиненных ряд функций арбитра, эталона для подражания [20, с. 56].
В-третьих, руководитель обладает ограниченными и с каждым иерархическим уровнем все более убавляющимися возможностями общения, так как, обычно, исключен из ближайшего окружения и первичного коллектива.
В трудовой деятельности руководителя имеется много привлекательных аспектов. Такая работа приносит человеку авторитет и уважение окружения, она престижна, предоставляет обширные возможности для личностного развития, и наконец, просто увлекательна и захватывающа.
Руководителю, в особенности крупного предприятия, приходится выполнять в течение рабочего времени множество разных видов деятельности, очень часто посещать другие города и страны, общаться с разными людьми — подчиненными, компаньонами, коллегами, политиками, акционерами, общественными деятелями, и к каждому из них руководителю необходимо подобрать свой подход. Стремление выделиться зачастую приводит к тому, что руководители работают по 10-12 часов в день.
В соответствии с нынешними представлениями сущность работы руководителя сводится к исполнению определенных функций, среди которых можно выделить следующие (см. Таб.1).
Таблица 1-Функции руководителя
Стратегическая
Инновационная
Административная Контрольная подфункция
Организационная подфункция
Направляющая подфункция
Кадровая подфункция
Стимулирующая подфункция
Коммуникационная
Социальная
Стратегическая функция, которая заключается в постановке целей предприятия, создании стратегии и в планировании. В обычных условиях она считается главной [17, с. 100].
Инновационная функция, тесно связана с предыдущей. При ее осуществлении руководитель формирует ряд условий для организационных преобразований, направляет разработки и внедрения новейших видов товаров и услуг, осуществляет консультирование подчиненных.
Административная функция, которая объединяет ряд подфункций:
1) контрольную (оценка итогов деятельности, осуществление ее необходимой корректировки);
2) организационную (разделение полномочий, ресурсов, задач и проч.);
3) направляющую (процесс постановки задач, осуществление координирования работы исполнителей);
4) кадровую (процессы подбора, расстановки и развития персонала);
5) стимулирующую подфункцию (убеждение либо вдохновение сотрудников, их наказание и поощрение).
Коммуникационная функция, которая сводится к налаживанию внешних и внутренних связей, процессу проведения совещаний и переговоров, приему посетителей, ответам на телефонные звонки и письма, разрешению конфликтных ситуаций, представительству.
Социальная функция, исполняя которую руководитель поддерживает на предприятии благоприятную морально-психологическую атмосферу, создает нормы поведения, оказывает помощь подчиненным в трудные периоды. Появление данной функции обусловлено возрастающей ролью человеческого фактора в организационной жизни [9, с. 80].
Проще говоря, на сегодняшний день руководителя можно рассматривать в трех сферах:
1) профессионал — автор стратегий, решений и планов;
2) организатор — создатель условий работы исполнителей;
3) начальник, который предписывает подчиненным ряд необходимых действий, которые подчиненные обязательно должны исполнять.
Хоть все руководители в организации играют обусловленные роли и исполняют обусловленные функции, это совершенно не означает, что большинство руководителей заняты исполнением одной и той же работы.
Предприятия, довольно крупные для того, чтобы обеспечить отчетливые разграничения в трудовой деятельности руководителей и неруководителей. Обычно в организациях имеется такой большой объем управленческой работы, что она должна быть разделена.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1) Евтихов О. В. Психология управления персоналом: теория и практика. — Санкт-Петербург: Речь, 2021. — 317 с.
2) Иванова С. В. Развитие потенциала сотрудников: профессиональные компетенции, лидерство, коммуникации. — М.: Альпина Паблишерз, 2021. — 278 с.
3) Календжян В., «Вовлеченность персонала» как основа культуры соучастия // Проблемы теории и практики управления. — 2017. — № 10. — С. 112-126.
4) Кожевникова С. Д., Влияние стиля руководства на процесс принятия управленческого решения в условиях риска и неопределенности в сегменте Upstream // Управление риском. — 2019. — № 4. — С. 53-58.
5) Коммуникационный менеджмент. Этика и культура управления. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2020. — 381 с.
6) Котляров, И. В. Спортивный хедхантинг: социологический анализ / И. В. Котляров, Н. С. Рысюкевич // Проблемы управления. – 2019. – № 2. – С. 103 –111
7) Ксенофонтова Е. Г., Современные концепции эффективного лидерства в организациях: общее и особенное // Вестник Московского университета. Сер. 18, Социология и политология. — 2019. — № 2. — С. 49-72
8) Кузес Д. М. Вызов лидерства. — М.: Юрайт, 2021. — 428 с.
9) Кузнецов А. В., «Теория R»: дихотомия «мотив – стимул» в концепции управления персоналом // Обозреватель. — 2019. — № 6 (317). — С. 80-97
10) Кузьмина Т. В. Эффективное манипулирование поведением человека. — М.: Дашков и К°, 2020. — 145 с.
11) Лайкер Д. К. Дао Toyota: 14 принципов менеджмента ведущей компании мира. – М.: Альпина бизнес букс, 2021.
12) Либерман Д. Д. Психологические приемы управленца. — М.: Эксмо, 2019. — 236 с.
13) Лукиных П., 10 советов руководителю, как дисциплинировать креативных сотрудников и не задушить творчество // Справочник руководителя учреждения культуры. — 2018. — № 1. — С. 38-46
14) Неровный Л. В., Критерии эффективности руководителей среднего звена // Психология обучения. — 2017. — № 7. — С. 112-120
15) Папонова Н. Е., Стили руководства и технология власти // Кадры предприятия. — 2019. — № 7. — С. 63-76
16) Психология соревновательной деятельности спортсмена: монография/под ред. Г.Д.Бабушкина, В. Г. Смоленцевой.-Омск:СибГУФУ,2021.-260 с.
17) Соловьев А. В., Власть и лидерство // Кадры предприятия. — 2019. — № 3. — С. 100-112
18) Стоянов И. А., Влияние компонентов самоотношения студентов-менеджеров на выбор стиля руководства // Психология обучения. — 2019. — № 7. — С. 65-73
19) Томас Р. Дж, Испытание лидерства: опыт, ведущий к мастерству. — М.: Юрайт, 2018. — 322 с.
20) Ходоровская Е., 4 типа руководителей. Как найти подход к вашему? // Справочник секретаря и офис-менеджера. — 2019. — № 9. — С. 56-62.
21) Хосеус М., Д. К. Лайкер. Корпоративная культура Toyota. Уроки для других компаний – М.: Альпина Паблишер, 2021