Фрагмент для ознакомления
2
Введение
К вопросам повышения конкурентоспособности и эффективности хозяйственной деятельности предприятий можно отнести все без исключения существующие теоретические воззрения, концепции, теории в области экономики предприятия.
Необходимость исследования конкурентоспособного производства связана с объективной потребностью в эффективных методах управления, распределения и потребления ресурсов, эффективной реализации готовой продукции. Несмотря на множество работ, посвященных этой теме, вопросы формирования и повышения конкурентоспособности всегда будут актуальными. Это объясняется особенностями конкурентоспособности, ее многогранностью и неоднозначностью.
Каждое конкурентоспособное предприятие «конкурентоспособно» по-своему, обладает специфическим набором конкурентных преимуществ, которые действуют в строго определенных условиях, рынках, при определенном соотношении конкурентных сил.
Методологически неразрывно связанной с решением проблемы повышения конкурентоспособности предприятия является оценка его конкурентоспособности, поскольку только на основе такой оценки могут быть сделаны выводы о степени конкурентоспособности хозяйствующего субъекта. Указанная оценка является отправной точкой разработки мероприятий по повышению конкурентоспособности хозяйствующего субъекта, и в то же время – критерием результативности этих мероприятий.
Кроме того, оценка конкурентоспособности предприятия является методологической основой для анализа и, как следствие, выявления путей повышения его конкурентоспособности.
Цель данной контрольной работы изучить особенности конкурентоспособности организации.
В соответствии с поставленной целью выявлены следующие задачи работы:
раскрыть содержание этапов процесса управления конкурентоспособностью предприятия (организации)
перечислить методы исследований, которые целесообразно использовать при изучении конкурентной среды предприятия (организации)
изучить методы оценки конкурентоспособности товаров вы можете назвать
рассмотреть сходство рассмотренных методик и их различие
раскрыть преимущества и недостатки рассмотренных методик
рассчитать коэффициент конкурентоспособности товара
раскрыть основные положения 2-3 смешанных методик оценки конкурентоспособности предприятия
изучить что представляет собой конкурентное преимущество высокого порядка
раскрыть сущность стратегии фокусирования и каковы основные пути реализации данной стратегии
изучить благоприятные условия внешней среды, способствующие росту уровня конкурентоспособности российских предприятий
Теоретической и методологической основой для написания работы стали труды отечественных и зарубежных психологов, материалы из научных журналов, интернет.
Данная работа включает введение, основной части, заключение и список использованной литературы.
1. Раскройте содержание этапов процесса управления конкурентоспособностью предприятия (организации).
Существует механизм управления конкурентным потенциалом, в нем можно выделить следующие этапы [5, с.87]:
1. Анализ продуктов компании
Чем выше конкурентоспособность продукции и чем больше спрос на внутреннем и внешнем рынках, тем выше потенциал конкурентоспособности компании.
Целью этого этапа является выявление организацией областей для развития, разработка стратегии продвижения видов продукции и оценка емкости сегментов рынка. В ходе анализа оценивается качество товаров и ассортимента, а также реальный и потенциальный спрос на них. Далее будет принято решение о коммерциализации проекта. В случае получения отрицательного результата оценки эффективности продукции необходимо изучить конъюнктуру рынка по другим видам продукции, которые могут быть изготовлены на существующем оборудовании
Основным критерием выбора вида продукции и организации ее производства является повышение потенциала конкурентоспособности предприятия за счет увеличения доли собственных источников финансирования производства и снижения доли дорогостоящих кредитов в кредитном портфеле предприятия.
2. Анализ внешней среды [3, с.115]
На этом этапе проводится диагностика внешней среды, в том числе с применением SWOT-анализа, который позволяет более подробно рассмотреть основные конкурентные преимущества компании по сравнению с имеющимися преимуществами ее конкурентов, выявить угрозы и возможности для компании Анализ основных проблем на рынке поставщиков и потребителей. Такой анализ позволяет провести дальнейшую оценку деятельности с учетом влияния внешних факторов. Кроме того, анализ внешней среды позволяет разработать экономически обоснованные и более объективные меры по повышению потенциала конкурентоспособности компании.
Анализ внешней среды предполагает сбор информации о контрагентах, проведение оценки по определенным критериям, наиболее удовлетворяющим компанию, и акцентирование внимания на использовании логистического подхода при выборе поставщика. При анализе покупателей проводятся опросы для определения потребности и наличия информации о предлагаемом товаре.
3. Анализ внутренних возможностей компании [10, с.11]
Анализ внутренних возможностей проводится с учетом анализа факторов, влияющих на потенциал конкурентоспособности компании, в том числе внутренних и внешних факторов. Анализ внутренней среды компании проводится для выявления внутренних резервов, которые могут быть использованы для производства конкурентоспособной продукции. Для анализа внутренней структуры компании необходимо оценить ее потенциал. Разумно оценивать потенциал компании по ее основным составляющим.
Для оценки могут быть использованы различные экономические расчеты. В целом, выбор информации должен основываться на сопоставимых показателях с использованием различных приемов и методов. Информация для расширенного анализа возможностей компании может включать данные о: местонахождении компании; уровень осведомленности; производственный потенциал; технологическое оборудование; продолжительность производства каждого вида продукции; качество продукта; Сотрудники; уровень расходов.
Анализ внутренней структуры проводят на основе представленной информации, сравнивая значения релевантных показателей компании с общепринятыми в отрасли средними показателями и показателями других компаний.
4. Разработка управленческих решений по повышению потенциала конкурентоспособности компании. [9, с.56]
Проанализировав все элементы конкурентного потенциала компании, включая маркетинг, производство, финансы, труд и инновации, и выделив для каждой возможности слабые и сильные стороны, они разрабатывают управленческие решения с учетом, например, реинжинирингового подхода, позволяющего рассмотрение всех бизнес-процессов и выбор бизнес-стратегии.
Следующим шагом является детальное определение и описание каждого мероприятия, назначаются исполнители и время реализации конкретного управленческого решения.
2. Перечислите методы исследований, которые целесообразно использовать при изучении конкурентной среды предприятия (организации).
Методы – это использование определенного инструмента в исследовательских целях и целостная стратегия в анализе. В рамках исследования необходимо получить информацию о конкуренте. Это можно сделать разными способами. Самые популярные: изучение публикаций в СМИ, промышленный шпионаж, опросы потребителей, изучение общедоступных документов. Есть также комплексные методы анализа [1, с.26].
Сравнительный анализ
При анализе большого количества конкурентов используется следующая тактика:
Классификация фирм в зависимости от их величины.
Выявление сильных и слабых сторон каждой сформированной категории.
Формирование плана противодействия каждой из групп в зависимости от ее специфики.
Продумывание окончательной стратегии конкурентной борьбы.
Всесторонний анализ выбранной стратегии на предмет ошибок и противоречий.
Способ используется при наличии 2 и более компаний.
Метод Майкла Портера [4, с.105]
Это метод глубокого анализа, включающий в себя следующие этапы:
Анализ мотивации и долгосрочных целей конкурента.
Исследование нынешней стратегии, а также используемых в ее рамках методах.
Оценка рыночного положения компании-конкурента.
Прогноз относительно будущих действий компании.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бакулевская, Л.В. Сущность современного финансового менеджмента и его влияние на развитие финансовой стратегии организации // Экономические науки. – 2019. - № 4. – С. 189 – 195.
2. Бахрамов, Ю.М., Глухов В.В. Финансовый менеджмент. – СПб.: Питер, 2021. – 496 с.
3. Васильева, З.А. Иерархия понятий конкурентоспособности субъектов рынка // Маркетинг в России и за рубежом. – 2021. – № 2-С. 27.
4. Елисеева, Т. П. Экономический анализ хозяйственной деятельности: учебное пособие / Т. П. Елисеева. – Минск: Современная школа, 2017. – 941 с.
5. Захаров, А.Н. Конкурентоспособность предприятия: сущность, методы, оценки и механизмы увеличения // Бизнес и банки. – 2018.– № 1–2. - С. 35.
6. Киреева, Н. В. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: учебное / Н. В. Киреева. – Москва: Социальные отношения, 2017. – 505 с.
7. Когденко, В. Г. Экономический анализ: учебное пособие / В. Г. Когденко. – Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2019. – 392 с.
8. Пласкова, Н. С. Экономический анализ: стратегический и текущий аспекты, российская и зарубежная практика / Н. С. Пласкова. – Москва: Эксмо, 2020. – 702 с.
9. Савицкая, Г. В. Методика комплексного анализа хозяйственной деятельности: учебное пособие / Г. В. Савицкая. – Москва: Инфра-М, 2017. – 383 с.
10. Фасхиев, Х.А., Попова Е.В. Как измерить конкурентоспособность предприятия? // Маркетинг в России и за рубежом. – 2019. – № 4.- С. 27.
11. Шеремет, А. Д. Комплексный анализ хозяйственной деятельности: учебник / А. Д. Шеремет. – Москва: Инфра-М, 2019. – 415 с.
12. Эмплеев, О.В. Экономический анализ деятельности предприятия//Экономический анализ: практика и теория. - 2021 - №5. - С.23.