Фрагмент для ознакомления
1
Оглавление
Вокальные формы 2
Оперные формы 5
Чайковский П.И. «Пиковая дама». Сравнительный анализ 1 и 7 картины 7
Чайковский П.И. «Благословляю вас, леса» 8
Римский – Корсакова Н.А. «Редеет облаков летучая гряда» 9
Список литературы 11
Фрагмент для ознакомления
2
Вокальные формы
Формы принято подразделять на простые и сложные.
Разделы простых форм по своим масштабам не превышают период, и к ним относят период, простую двухчастную, простую трехчастную, простую одночастную и старинную двухчастную формы .
Разделы сложных форм написаны в простых формах, либо в сложных формах. К ним относят сложную трехчастную, сонатную форму, рондо, рондо-сонату, сложную трехчастную форму.
Строфические, вариационные и сквозные формы занимают особое место. Их части могут как составлять период, так и быть написаны в форме больше периода .
Классификация вокальных форм:
1. Куплетная (строфическая) форма. Простая форма, которая произошла от народной песни. Может содержать припев или не содержать его (обычно музыкальная форма с припевом называется куплетной, а без припева – строфической). Музыкальный образ соответствует «общему эмоциональному тону стихотворения ».
2. Куплетно-вариационная форма. Эта форма характеризуется тем, что вокальная партия остается неизменной в музыкальном смысле, а партия сопровождения варьируется.
3. Куплетно-вариантная форма. В этом типе формы преобразования подвергается и вокальная партия, в ней могут происходить интонационные, ритмические изменения, меняться форма – структура части.
4. Сквозные формы. Для них характерно свободное следование за текстом без членения на определенные типовые формы. Развитие в сквозных формах может осуществляться по принципу контрастного развертывания (когда последующее мелодическое развитие словно «произрастает» из предыдущего), по принципу контрастного сопоставления (образы сопоставляются друг с другом), либо единое развитие (непрерывное развертывание с включение нового интонационного и ритмического музыкального материала).
5. Смешанные формы. В работе «Анализ вокальных произведений » рассматриваются различные варианты сквозной строфической и сквозной нестрофической формы и др.
Наряду с отдельными вокальными произведениями, в музыкальной практике также используются камерно-вокальные циклы (в рамках которых отдельные номера объединены сюжетно, тематически или интонационно). Также используются вокально-симфонические циклы (кантаты, оратории, страсти, пассионы).
Для вокальных форм огромное значение имеет взаимодействие словесного и музыкального текста. Важную роль в построении ритмической составляющей произведения играет тип стихосложения. Однако только этим параметром взаимодействие не ограничивается. Музыкальный образ возникает на основе образа поэтического, что определяет содержательный пласт их взаимодействия. Однако он не тождественен ему. Каждое из видов искусства обладает своей самостоятельной художественной выразительностью, своей семантикой. На основе их корреляции рождаются вокальные формы. По словам Е. Ручьевской, «сливаясь, слово и музыка обогащают друг друга. Слово, текст делает музыку более определенной, конкретной по смыслу. Музыка, мелодия усиливает эмоциональную сторону текста ».
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Анализ вокальных произведений. Учебное пособие. – Л.: Музыка, 1988. – 352 с.
2. Васина – Гроссман В.А. Музыка и поэтическое слово. Часть 1. Ритмика. – М.: Музыка, 1972. – 150 с.
3. Васина – Гроссман В.А. Музыка и поэтическое слово. Часть 2. Интонация. Часть 3. Композиция. – М.: Музыка, 1978. – 368 с.
4. Кулешова Г.Г. Вопросы драматургии оперы. – Минск: «Наука и техника», 1979. – 232 с.
5. Лаврентьева И. Вокальные формы в курсе анализа музыкального произведения. – М.: Музыка, 1978. – 80 с.
6. Ручьевская Е. Слово и музыка. – Л.: Госмузиздат, 1960. – 59 с.