Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Необходимость конспирации в ОРД обусловливается рядом обстоятельств. Соблюдение конспирации в ОРД обеспечивает возможность предотвращения и раскрытия наиболее опасных преступлений, совершаемых тайно, замаскированными способами, опытными преступниками и в особенности организованными группами и преступными сообществами. Конспиративность действий оперативно-разыскных органов позволяет не допустить необоснованной или преждевременной компрометации объектов оперативной заинтересованности. Сохранение тайны в процессе ОРД является обязательным условием конфиденциального содействия граждан оперативно-разыскным органам, обеспечивающим не только эффективность конфиденциального содействия, но и личную безопасность конфидентов, а также гарантией специальных прав конфидентов, определенных ст. 17 и 18 Федерального закона N 144-ФЗ.
Вопрос 1
Соблюдение и уважение прав и свобод человека и гражданина при осуществление ОРД: понятие и содержание
В статье 5 законодатель специально детализирует и конкретизирует отдельные положения гл. 2 Конституции РФ в отношении важности соблюдения прав и свобод человека и гражданина при осуществлении оперативно-розыскной деятельности в процессе тех или иных оперативно-розыскных мероприятий уполномоченными на то органами исполнительной власти. Это неприкосновенность частной жизни, что следует из ч. 1 ст. 22 Конституции РФ. Часть 1 ст. 5 комментируемого Закона находится в строгом соответствии с диспозицией ч. 1 ст. 23 Конституции РФ. Завершая диспозицию ч. 1 ст. 5, законодатель из конституционного перечня прав и свобод человека и гражданина выделяет неприкосновенность жилища и тайну корреспонденции. Часть 2 ст. 5 содержит запрет на осуществление оперативно-розыскной деятельности для достижения целей и задач, не предусмотренных настоящим Законом.
Рассмотрение материалов ОРД, как видно из содержания комментируемой статьи, имеет определенную связь со сроком их хранения. В соответствии с ч. 7 ст. 5 материалы, относящиеся к лицам, виновность которых в совершении преступления не доказана в установленном законом порядке, хранятся один год, а затем уничтожаются, если служебные интересы или правосудие не требуют иного. К материалам, добытым в результате проведения тех или иных оперативно-розыскных мероприятий, относятся документы, выполненные в виде печатных и рукописных текстов (рапорты, справки, акты, сводки наблюдения, телефонограммы, сообщения и пр.), а также такие материальные источники, как аудио- и видеозаписи, фонограммы, фотопленки, дискеты.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
Нормативно-правовые акты:
1. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. N 174-ФЗ (ред. от 07.04.2020) (с изм. и доп., вступ. в силу с 12.04.2020) // СПС "КонсультантПлюс".
2. Федеральный закон от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ (ред. от 02.08.2019) "Об оперативно-розыскной деятельности" // СПС "КонсультантПлюс
3. Закон РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-1 (ред. от 29.07.2018) "О государственной тайне" // СПС "КонсультантПлюс".
Научная литература:
4. Меркурьев В.В. Организованное сопротивление борьбе с преступностью: Монография. М.: Юрлитинформ, 2020.
5. Михайлов Б.П., Меринова С.А. Понятие и отличительные признаки института конспирации в оперативно-розыскной деятельности (теоретико-прикладной аспект) // Оперативник (сыщик). 2020. N 3(24). С. 23.
6. Образцов В.А., Бертовский Л.В., Бертовская Н.Л. Дезинформирование в криминальной, оперативно-розыскной и следственной практике. М.: Юрлитинформ, 2020. 237 с.
7. Павличенко Н.В. Конспирация в оперативно-розыскной деятельности: вопросы теории: Препринт. М.: Издательский дом Шумиловой И.И., 2018. С. 38 - 39.
8. Ривман Д.В. Комментарий к Федеральному закону "Об оперативно-розыскной деятельности". М.-СПб.: Питер, 2021. С. 28;