Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы: В нашем сегодняшнем мире не хватает лидеров в полном смысле этого слова. Будь то личная, профессиональная или социальная сфера, или творческая - везде нужны лидеры. Лидерство это не только умение вести за собой других, но и умение управлять собственной жизнью и организовать пространство вокруг себя.
Между специалистами, теоретиками и практиками, до сих пор продолжается спор на тему: «лидерами рождаются» или же «лидерами становятся». Да, некоторые из них убеждают, что кто-то, несомненно, от рождения обладает некой «экстраординарной особенностью», которая делает его лидером, в то время как другие убеждены, что при условии определенного правильного сочетания образования, подготовки и имеющегося опыта лидера можно «создать» и сформировать. Таким образом, тренинг по развитию лидерских качеств в наши дни особенно актуален.
Глава 1. Теоретические аспекты организации и проведения тренинга по развитию лидерских качеств
Тренинг по развитию лидерских качеств включает в себя систему последовательно выстроенных, но относительно самостоятельных занятий и социально-психологическую деятельность, объединенных в комплексную программу, основанную на теоретических положениях о разработке и проведении психологического тренинга[4, с.25].
Методолого-концептуальными положениями модели тренинга выступают следующие моменты:
1. Лидерские качества могут быть предметом целенаправленного формирования и совершенствования.
2. Важным средством воздействия является специфическая среда тренинга, учитывающая требования профессионального внутригруппового функционирования.
3. Развитие лидерских качеств осуществляется путем когнитивного пересмотра ситуаций лидерских качеств, выработки участниками лидерского поведения в моделируемых ситуациях лабораторной учебной группы, а также приобретения положительного опыта лидерских качеств у членов группы естественного обучения.
Цель тренинга - развить лидерские качества руководителей коммерческих структур и повысить их лидерский статус в группе[4, с.38].
Тренинг состоит в том, чтобы постепенно решать следующие задачи:
1. Выработать мотивацию и стремление младших командиров к лидерству.
2. Сформировать лидерское мировоззрение.
3. Развить профессионально-управленческие и социально-психологические качества участников, повышающие их успешность как руководителей и лидеров.
4. Сформировать положительный опыт лидерского поведения участников в моделируемых ситуациях профессиональной деятельности.
В связи с этим в тренинге по развитию лидерских качеств большое внимание уделяется не только развитию лидерских навыков, но и формированию концепции "я лидерства" и взглядов участников на мир лидерства.
С этой целью в модулях личностного и профессионального лидерства в тренинге используются диагностические и саморефлексивные упражнения в сочетании с многочисленными информативными процедурами[8, с.115].
Структура тренинга:
В соответствии с выделенными компонентами модели лидерских качеств комплексная программа тренинга состоит из трех этапов-модулей:
1. Личностный модуль – цель состоит в том, чтобы сформировать у участников мотивацию и стремление к лидерству, мировоззрение и лидерскую Я-концепцию, повысить уровень моральной нормальности и социализации,
2. Организационно-лидерский - модуль нацелен на развитие межличностной чувствительности и коммуникативной компетентности, способности учитывать интересы как группы, так и отдельных ее членов в деятельности.
3. Профессионально-управленческий – модуль предназначен для формирования и развития компетентности участников в вопросах лидерства и профессиональной вовлеченности, умения быстро и правильно понимать ситуацию и принимать соответствующие управленческие решения, управлять мотивацией подчиненных, направлять их на решение поставленных задач и т. д.
Особенности организации и проведения тренинга развития лидерства[4, с.107]:
Программа тренинга по развитию лидерских качества предполагает его проведение в виде регулярного курса (1-2 раза в неделю по 3-4 часа в сутки). Это позволяет добиться более устойчивых результатов. В связи с этим возрастает необходимость более отчетливого выстраивания занятий в соответствии с принципами преемственности и последовательности. Перед началом тренинга, участникам необходимо вспомнить пройденный материал. По окончании основного курса занятия переходят в режим сопровождения и проходят в форме эпизодических встреч. Эпизодические занятия проводятся 1 -2 раза в месяц. Организация группы в режиме эпизодических встреч имеет клубную форму, хотя это не исключает возможности проведения некоторых занятий по типу тренировочных групп.
Глава 2. Практический проект тренинга по развитию лидерских качеств
Тренинг по развитию лидерских качеств включает в себя систему последовательных, но относительно независимых занятий, объединенных в комплексную программу, основанную на теоретических положениях о разработке и проведении обучения[3, с.62].
Цель тренинга - дать участникам тренинга возможность приобрести опыт и навыки для эффективного лидерства.
Задачи тренинга:
Развить навыки самоанализа у участников.
Научить работать, управлять и чувствовать коллектив.
Дать участникам тренинга возможность проявить лидерские качества.
Развить способность и готовность брать на себя ответственность, а так же способность действовать продуктивно. Освоить активный стиль общения и развить в группе отношение партнерства.
Развитие лидерских качеств, умение анализировать информацию о процессах, происходящих в группе.
Условия для проведения тренинга:
Нормативная численность участников 12-15 человек;
Комплектация групп на добровольной основе;
Предпочтительно проводить занятия с разнополой группой, но достаточно допустимы и гомогенные группы;
Желательно включать в группу участников с небольшой разницей в возрасте.
Место проведения: зал для проведения тренингов, аудитория.
Ресурсы: фломастеры, ножницы, клейкая лента, краски, клей, большое количество полиграфической продукции (журналы, газеты), доска/флип-график, маркеры, конструктор лего, бумага, ручка для каждого участника, стулья для каждого участника[6, с.149].
План тренинга:
Первый день
Цель первого дня - познакомиться и развить партнерские отношения в группе; научить распознавать Я - концепцию реальной личности лидера; дать членам команды возможность проанализировать качества, которые помогают им быть лидерами и не позволяют им стать им; наработать навык слышать, слушать, запоминать и воспроизводить ситуацию.
Для достижения этих целей будут проведены следующие упражнения:
1. « Круг и я»
Цели: дать возможность участникам тренинга проявить лидерские качества; натренировать способность распознавать характер ситуации, действовать адекватно, практиковать способность убеждать как навык, необходимый лидеру; исследовать влияние соперничества на групповое взаимодействие.
Ход упражнения:
Для этого упражнения потребуется доброволец, готовый первым вступить в игру. Участники образуют узкий круг, который всячески препятствует тому, чтобы храбрый герой вошел внутрь. Герой перемещается в двух-трех метрах от круга. Все участники встают к нему спиной и сжимаются в плотный и сплоченный круг, рука об руку.
У него есть всего три минуты, чтобы убедить круг и отдельных его представителей силой убеждения (убеждения, угрозы, обещания), ловкостью (прорыв, проскальзывание, прорыв), хитростью (обещания, комплименты) и искренностью, чтобы они оставили его в центре.
Завершение:
В конце упражнения обязательно обсуждается стратегия поведения игроков. Как они вели себя здесь и как - в нормальных условиях жизни? Есть ли разница между моделируемым и реальным поведением? Если да-нет, то почему?
Далее участники снова возвращаются к упражнению, немного изменив задачу. Любой, кто решит сыграть против круга, должен выбрать и продемонстрировать абсолютно бескорыстную стратегию поведения. В конце концов, как и в театре, участники должны сыграть роль уверенного, даже наглого, гордому следует бить на жалость, а спокойному и интеллигентному применить несвойственную агрессию. Необходимо как можно лучше вжиться к новой роли.
Заключение
Проблема лидерства никогда не потеряет своей актуальности, потому что сколько будет существовать человеческая раса, столько будет идти борьба за лидерство. А это значит, к лидерам будут предъявляться такие же требования, как и сегодня. В ходе написания этой работы было отмечено, что стать лидером возможно, даже если человек не обладает врожденными и лидерскими качествами. Лидером будет становится человек, который будет обладать ценными навыками для организации или группы, и докажет свой профессионализм и компетентность. Развить и усовершенствовать лидерские качества поможет тренинг лидерства[4, с.107].
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Бауэр, М. Курс на лидерство. Альтернатива иерархической системе управления компанией / м. Бауэр. – М.: Альпина Паблишер, 2018. – 200 с.
2. Бендас, Т.В. Психология лидерства: учебное пособие / Т.В. Бендас. - СПб.: Ориал, 2019. – 416с.
3. Вагин, И.П. Как стать первым. Практический коучинг по-русски / И.П. Вагин, И. А. Глущай. – СПб.: Ермак, 2017. – 288 с.
4. Калашников, А.И. Наука побеждать. Тренинги лидерства и преодоления конфликтов / А.И. Калашников. – СПб.: Речь, 2018. – 224 с.
5. Кетс де Врис Манфред. Мистика лидерства / Кетс де Врис Манфред. – М.: Альпина Паблишер, 2019. – 280 с.
6. Китаева, М.В. Я — лидер. Курс становления / М.В. Китаева. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2017. – 176 с.
7. Кэмпбелл, С. 5 граней лидерства / С. Кэмпбелл, Э. Самиек. – М.: Фербер, 2018. – 304 с.
8. Лоуб, М. Как стать лидером для «чайников» / М. Лоуб, С. Киндел. – М.: Диалектика, 2018. – 400 с.
9. Осокин, Р. В. Феномен лидерства. Первый среди равных / Р.В. Осокин, Н.С. Носова. – М.: ГроссМедиа, 2018. – 200 с.
10. Пелл, А. Как управлять людьми. Полное руководство / А. Пелл. – М.: Астрель, 2018. – 360 с.
11. Фетискин, Н. П. Диагностика лидерских способностей / Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г. М. Мануйлов. – М.: Феникс, 2018. – 320с.
12. Шапталов, Б.Н. Феномен государственного лидерства. Экспансия в мировой истории / Б.Н. Шапталов. – М.: Крафт, 2018. – 656 с.
13. Эдершайм, Э. Стратегия, лидерство, создание управленческого консалтинга / Э. Эдершайм, М. Бауэр. – М.: Альпина Паблишер, 2017. – 278 с.