Фрагмент для ознакомления
1
Введение…………………………………….…………………………………….3
Понятие и характеристика воли…………………………………………………4
Функции воли……………………………………………………………………..7
Волевая регуляция поведения…………………………………………………..9
Заключение......................................................................................................14
Список использованной литературы..............................................................16
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Важнейшим аспектом формирования личности учёные считают развитие волевой сферы, выполняющей функцию регуляции жизнедеятельности.
Как отмечают многие современные исследователи, обращение личности к волевой регуляции является важным и необходимым в различных сферах жизни, обеспечивая эффективность деятельности, достижения в учебе и профессиональной сфере, умение регулировать собственные эмоциональные состояния, позволяя контролировать агрессивные реакции, предупреждать различные формы аддикций и девиантного поведения, а также является особенно значимым в ситуации принятия решений и личностного выбора.
Сегодня в психологии существуют два направления для теоретического осмысления и изучения проблемы воли, анализа ее проявлений. Первое отвергает волевую сферу и сводит ее к другим психическим процессам. Второе изучает волю человека как самостоятельный психический процесс.
Целью контрольной работы является рассмотрение понятия воли и ее функций.
1) изучить понятие и характеристику воли
2) рассмотреть функции воли
3) проанализировать волевую регуляцию поведения.
Понятие и характеристика воли
Любая психическая активность человека может быть непроизвольной, непреднамеренной, целенаправленной, произвольной. Непреднамеренная активность не требует усилий и планирования. Непроизвольные действия имеют импульсивный характер, лишены четкого осознания. Это может быть, например, поведение человека в состоянии аффекта, транса и других измененных состояниях сознания.
В ситуациях, когда необходимо проявлять инициативу для достижения сознательно поставленной цели, задействованы волевые процессы.
Воля - это способность человека к сознательной намеренной активности или торможению этой активности, работая по внутреннему плану, предоставляя дополнительные стимулы к действию на основе произвольной формы побуждения [2].
Г. Д. Бабушкина, В. Н. Смоленцева описывают волю как способность человека совершать рациональные действия для достижения определенного результата, необходимого для удовлетворения потребностей личности. В то же время действия, основанные на проявлении волевых усилий, имеют сознательную направленность [1].
Рибо Т. относил волю к высшей форме деятельности, целенаправленному поведению и ее проявления - к движению. Воля, выполняющая функцию импульсивности и сдерживания, проявляется преимущественно в сложной деятельности и зависит от характера личности. Она сводится к желание, через которое Рибо понимал предельное состояние сознания, возникающее из координации одновременно представленных в нем сознательных, полусознательных, 8 бессознательных состояний и проявляющееся в действии или его задержке. В теории Т. Рибо идео-двигательная форма деятельности имела первостепенное значение для понимания сущности воли. Здесь причиной движения является идея [11].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бабушкин Г. Д., Смоленцева В. Н.. Психология физической культуры и спорта. — Омск: СибГУФК, 2007. — 270 с.
2. Богданова Т. М. Психология. Формирование волевых качеств в подростковом возрасте. – Минск, 2004.- 48 с.
3. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. - М.: Изд-во «Институт Практической Психологии». 1997. - 352 с.
4. Божович Л. И. Проблемы формирования личности: избранные психологические труды / Под ред. Д. И. Фельдштейна. — Москва; Воронеж: Ин-т практической психологии, 1995. - 349 с.
5. Выготский Л.С. СС. В шести томах. - М.: Педагогика, 1982. Т.2. - Лекция 6. Проблема воли и ее развитие в детском возрасте.
6. Голованчикова И.А. Воля и волевые процессы. - ГАОУ СПО НСО «КМТ», 2013 г. – 8 с.
7. Ильин, Е. П. Психология воли / Е. П. Ильин. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва [и др.] : Питер, 2009. - 364 с.
8. Конспект лекций по курсу «Психология» [электронный ресурс]: https://ur-consul.ru/Bibli/Konspyekt-lyektsiyi-po-kursu-Psikhologiya.64.html
9. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. — 4-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - Кн. 1: Общие основы психологии. — 688 с.
10. Психология и педагогика: Учебное пособие / Николаенко В.М., Залесов Г.М., Андрюшина Т.В. и др.; Отв. ред. канд. филос. наук, доцент В.М.Николаенко. - М.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 2000. - 175 с.
11. Рибо Т. Воля в ее нормальном и болезненном состоянии. Пер. с 8-го доп. фр. издания под ред. В. Аболенского. - СПб., 1894. – 190с.
12. Шульга Т.И. Проблемы волевой регуляции в онтогенезе // Вопросы психологии. 1994. №1. С. 105-111.