Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Прежде чем приступить к освещению заданной темы настоящей работы следует дать определение понятию «претензия».
Претензия – это предъявление требований, выраженное недовольством одного лица, физического или юридического, на некачественно выполненную услугу или на несоответствие качества проданного товара другим лицом. Иными словами, это жалоба, основанная на фактах, нарушающая права ее автора, поэтому, как бы не назывался документ, к примеру: «Обращение», «Заявление», «Жалоба», «Требование» или «Письмо» - во всех случаях, если в этом документе содержатся элементы нарушенных прав, а также предъявляются требования к каким-либо действиям на их устранение, здесь всегда подразумевается претензия.
Целью направления претензии является способ досудебного разрешения конфликтной ситуации, сложившейся из-за получения некачественной услуги или товара из завершенной сделки.
В современных условиях участники бизнеса, делового оборота предпочитают разрешать конфликтные ситуации именно на основании предъявленной претензии, поскольку судебное извещение о подаче одной из сторон конфликта несет гораздо больше проблем, нежели досудебное урегулирование спора.
Во-первых, судебный процесс, как правило, носит длительный характер, некоторые судебные дела рассматриваются судами годами.
Во-вторых, при подаче иска в суд, стороны несут дополнительные затраты в части оплаты государственных пошлин, услуг юристов, проведения экспертиз и т.д.
В-третьих, в случае вынесения судебного решения о признании требований иска обоснованными, сумма иска увеличивается на:
• размер государственной пошлины, которая, как правило, оплачивается до подачи иска;
• расходы представителя истца;
• возмещение морального вреда;
• компенсация проведенной экспертизы и др. понесенные истцом расходы.
Таким образом, когда ответчик получает решение суда, в котором сумма может значительно увеличиться за счет дополнительных затрат, отмеченных выше, он может очень сожалеть о том, что стороны конфликта не попытались уладить спор в досудебном порядке, а именно: приняв и удовлетворив претензию.
1. Роль претензии в досудебном урегулировании спора
Рассмотрим, какую роль играет претензия в досудебном урегулировании спора. Как показывает предпринимательская практика, претензионное производство дает возможность без дополнительных расходов и лишней траты времени взыскать с виновной стороны дебиторскую задолженность, что благоприятно скажется на повышении экономических показателей компании, предъявившей претензию. К тому же досудебный претензионный порядок урегулирования спора сторон является формой защиты гражданских прав, предполагающей попытку урегулирования конфликта между продавцом и покупателем, кредитором и должником. Арбитражный процессуальный Кодекс РФ (далее – АПК РФ) под досудебным порядком понимает претензионный и иной порядок урегулирования споров, который предусмотрен может быть и договором. К примеру, в договоре стороны могут предусмотреть такой вариант трактовки о претензионном порядке: «При возникновении споров, в т.ч. о расторжении Договора, досудебный претензионный порядок их урегулирования обязателен. Срок рассмотрения претензий: тридцать дней. При не достижении согласия спор передается на рассмотрение суда в соответствии с правилами подведомственности и подсудности».
Под иным порядком урегулирования спора следует понимать разрешение спорной ситуации путем направления телеграмм, писем, заявлений, а также путем соблюдения других процедур, выраженных в документальном виде.
Действующее законодательство РФ предусматривает случаи обязательного и необязательного досудебного урегулирования спора. Обязательное досудебное урегулирование спора в форме претензионного или иного досудебного порядка, закреплено в Гражданском Кодексе Российской Федерации (далее – ГК РФ): «Обязательное» - обозначает невозможность, без направления претензии, подачи иска по спору, в котором досудебное направление претензии является обязательным, и влечет за собой возвращение заявления судьей, если: «не соблюден установленный федеральным законом для данной категории споров или предусмотренный договором сторон досудебный порядок урегулирования спора либо истец не представил документы, подтверждающие соблюдение досудебного порядка урегулирования спора с ответчиком, если это предусмотрено федеральным законом для данной категории споров или договором».[ ]
Соблюдение обязательного досудебного порядка урегулирования спора требуется в случаях:
1. Если такой порядок предусмотрен федеральным законом;
2. Если такой порядок предусмотрен в заключенном между сторонами договором.
Действующее законодательство также регламентирует положения, если досудебный порядок не соблюден:
• в гражданском процессе это пп. 1 п.1 ст.135 ГПК РФ[ ] – заявление будет считаться поданным с нарушением установленного правила и в будущем повлечет нежелательные последствия - возвращение искового заявления;
• в арбитражном процессе это ст. 128 АПК РФ[ ] – оставление заявления без движения.
• абз.2 ст. 222 ГПК РФ[ ] и п.2 ст. 148 АПК РФ[ ] – если после принятия заявления и возбуждения производства по делу невыполнение обязательного досудебного порядка выявляется, суд оставляет заявление без рассмотрения.
Однако после устранения вышеперечисленных нежелательных последствий и выполнения требований о соблюдении досудебного порядка урегулирования спора законодательство предоставляет возможность сторонам обратиться повторно в суд.
2. Обязательный досудебный порядок урегулирования спора
На примере федеральных законов рассмотрим, в каких случаях предусмотрен обязательный досудебный порядок урегулирования спора:
1) Претензии в обязательном порядке предъявляются к перевозчику. Эти положения закреплены в транспортных уставах и кодексах (ст. 797 ГК РФ, ст. 403 и ст. 405 КТМ РФ[ ], ст.161 КВВТ РФ[ ], п. 3 ст. 124 ВК РФ[ ]). Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации устанавливает, что до предъявления к перевозчику иска, связанного с осуществлением перевозок груза, к перевозчику обязательно предъявляется претензия (ст. 120 УЖТ РФ)[ ];
2) Претензия в обязательном порядке предъявляется пользователем связи оператору связи при неисполнении или ненадлежащем