Фрагмент для ознакомления
2
Контрольные вопросы к семинару 1.
1. Что является предметом изучения социологии? В чем заключается специфика данной науки?
2. Охарактеризуйте объект и предмет изучения социологии физической культуры.
3. Когда и почему было положено начало формированию социологии физической культуры в нашей стране?
Контрольные вопросы к семинару 2.
1. Охарактеризуйте основные этапы процесса институционализации.
2. Какие факторы определяют востребованность физической культуры и спорта как социального института в современном мире?
Контрольное задание к семинару 3.
1. Почему профессионализация становится объективным фактором развития современного спорта высших достижений?
2. Определите положительные и отрицательные стороны коммерциализации современного спорта.
3. Какую роль фэйр плэй играет в современном спорте?
Контрольное задание к семинару 4.
1. Какую роль в процессе социализации играет тренер? Агентом первичной или вторичной социализации он является?
2. Опишите Ваш полный набор статусов. Какие статусы – предписанные или достигаемые – в нем преобладают?
Контрольное задание к семинару 5.
1. Охарактеризуйте виды спортивных конфликтов.
2. Каковы причины и последствия конфликтных ситуаций в вашем виде спорта?
Какие существуют способы разрешения конфликтов в спорте?
Контрольные вопросы к семинару 1.
1. Что является предметом изучения социологии? В чем заключается специфика данной науки?
Предметом социологии являются социальные отношения, процессы, тенденции и закономерности общества, его сфер (экономической, политической, личностной, духовной, интеллектуальной) и элементов (личности, слоев, общностей).
Специфика социологии заключается в том, что она имеет эмпирический базис, представляющий собой сгруппированные и обобщенные социальные факты. Последние выступают как данные опыта, результата человеческой практики в конкретных ситуациях.
2. Охарактеризуйте объект и предмет изучения социологии физической культуры.
Социология физической культуры является одной из специальных социологических теорий. Её объектом выступают люди, занятые физической культурой и спортом как общественной деятельностью; предметом исследования - социальная сущность этой деятельности, её место и роль в общественной жизни, в жизнедеятельности социальных групп, классов, народов, каждого человека в частности, социальные закономерности её возникновения, развития, функционирования.
3. Когда и почему было положено начало формированию социологии физической культуры в нашей стране?
Становление отечественной социологии физической культуры и спорта можно разделить на два этапа: 60-8О годы ХХ столетия и 90-е годы ХХ столетия по настоящее время.
В 60-70 годы были опубликованы следующие труды: «Философско-социологические проблемы физической культуры и спорта» (1965г.); диссертация М.А.Арвисто «Субъективный аспект отношения к спорту» (1972г.); «Социальные функции физической культуры и спорта Н.И.Пономарева (1974г.); Сборник трудов «Спорт и образ жизни» (1979г.); «Советский олимпиец: социальный портрет» О.А.Мильштейна и К.А.Кулинковича (1979г.); «Физическая культура и спорт как социальное явление» Н.Н.Визитея (1986г.) и другие работы. Характерные черты данного периода развития социологии физической культуры - междисциплинарный подход в исследованиях вопросов физической культуры и спорта, скорее социально-философский, чем собственно социологический анализ процессов и явлений и материалистический монизм как концептуальная и идеологическая основа.
90-е годы ХХ века по настоящее время – становление социологии физической культуры в годы социальных, экономических и идеологических реформ. Происходит ломка привычных стереотипов, начинается изучение западной социологии и философии спорта, появляются собственно социологические исследований в сфере физической культуры и спорта в условиях формирования новой социальной структуры общества. Примером могут быть следующие работы: Артемов С.В. «Отношение различных социально-демографических групп населения к физкультурно-спортивной деятельности» (1994 г.); Чепик В.Д. «Физическая культура в социальных процессах» (1995); Утишева Е.В. «Физкультурное образование: социально-педагогические и социологические проблемы» (1997); Абрамова Е.В. «Построение занятий физической культурой с женщинами зрелого возраста с учетом их социально-демографического статуса» (1998); Лубышева Л.И. «Социальная роль спорта в развитии общества и социализации личности» (2001) и другие работы.
Контрольные вопросы к семинару 2.
1. Охарактеризуйте основные этапы процесса институционализации.
Процесс институционализации есть процесс возникновения нового, которое всегда оценивается с позиции исторически сложившихся потребностей общества, то есть с позиции «развитого старого».
Процесс институционализации есть процесс возникновения нового, которое всегда оценивается с позиции исторически сложившихся потребностей общества, то есть с позиции «развитого старого».
Формализуя процесс институционализации, можно выделить несколько этапов, необходимо присущих становлению социальных институтов: