Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Спортивная медицина является относительно молодой отраслью медицинской науки. Активно развиваясь, она быстро завоевала признание физкультурно-спортивной практики. Этому способствовала не только активность энтузиастов молодой отрасли знаний, но и бурные темпы развития физкультуры и спорта, непрерывный рост спортивных результатов, растущее понимание роли активного двигательного режима в укреплении здоровья нации, профилактике и лечении заболеваний. Создана государственная система медицинского обеспечения физкультуры и спорта. Физическое воспитание, физическая культура и спорт - это процесс в первую очередь социально-педагогический, что и определяет ведущую роль в нем педагога, тренера, организатора. Однако объектом этого процесса является человек со всей сложностью его организма, психики, реактивности, взаимоотношений со средой. Поэтому эффективность во многом зависит от степени соответствия применяемых средств и методов педагогического процесса состоянию здоровья, физическому развитию.
В современном спорте проблема восстановления так же важна, как сама тренировка, поскольку достичь высокого результата невозможно только за счет интенсивности нагрузок и увеличения объема. Методы восстановления и снятия утомления у спортсмена приобретают первостепенное и важное значение в современном мире. Характерной чертой современного спорта являются значительные по интенсивности и объему тренировочные нагрузки, предъявляющие высокие требования к организму спортсменов. Очень часто тренировочные занятия проводятся на фоне хронического утомления, но все же поиск наиболее эффективных средств восстановления приводит к повышению возможностей организма. Чем скорее восстановление, тем больше возможностей у организма к выполнению последующих работ и выше его функциональная работоспособность, и возможности. Вполне очевидно, что восстановление - это незаменимая часть тренировочного процесса.
ТЕМА 1. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ СПОРТИВНОЙ МЕДИЦИНЫ. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1 Цель, задачи спортивной медицины
Спортивная медицина (СМ) является составной частью лечебно-профилактической медицины, а также неотъемлемой частью медицинского обслуживания населения, одним из решающих условий высокой эффективности физического воспитания, рационального использования средств физической культуры и спорта в интересах здоровья человека и его физического совершенства.
В нашей стране впервые в истории был введен обязательный врачебный контроль за здоровьем всех лиц, занимающихся физической культурой (ФК) и спортом, что является одним из важных принципов отечественного физкультурного движения и придает ему оздоровительную направленность. Следует помнить, что наименование дисциплины «спортивная медицина» получило широкое распространение с 50-х годов XX века, а с момента своего зарождения и на первых этапах развития дисциплина называлась «врачебный контроль за здоровьем лиц, занимающихся физической культурой и спортом».
В настоящее время в стране сложилась научно обоснованная система организации спортивной медицины, определились ее содержание и направление работы, имеется широкая сеть практических учреждений, сформировались специальные врачебно-физкультурные диспансеры (ВФД), центры здоровья и др., которые выросли в крупные лечебно-профилактические учреждения нового типа. Определились формы взаимосвязи общей сети лечебно-профилактических учреждений здравоохранения с ВФД, центрами здоровья, выработаны более рациональные формы и методы работы врачей и др. Количество людей, приобщающихся к занятиям ФК и спортом, растет с каждым днем, и это требует постоянного совершенствования организации врачебного контроля [9].
Основная цель спортивной медицины. — рациональное использование средств физической культуры и спорта для укрепления здоровья и профилактики заболеваний, повышение физической работоспособности и т.д. Преподавателю физической культуры и тренеру необходимы медицинские знания для построения и правильного проведения тренировочного процесса, уроков физкультуры и пр.
Осуществление систематических врачебных наблюдений за огромным количеством людей, занимающихся оздоровительной физкультурой и спортом, является главной задачей спортивной медицины.
Перед спортивной медициной стоят следующие задачи:
• определение состояния здоровья, физического развития и в соответствии с этим рекомендация рациональных средств и методов физического воспитания и спортивной тренировки;
• организация и осуществление регулярного врачебного наблюдения за здоровьем всех лиц, занимающихся оздоровительной физкультурой (ФК) и спортом;
• определение наиболее рациональных санитарно-гигиенических условий физического воспитания и осуществление системы мероприятий, направленных на устранение факторов, оказывающих неблагоприятное воздействие на человека в процессе занятий оздоровительной ФК и спортом;
• содействие правильному проведению занятий оздоровительной ФК и спортом с лицами разного возраста и пола, различных профессий и с разным состоянием здоровья;
• содействие обеспечению высокой эффективности всех физкультурно - оздоровительных мероприятий;
• научное обоснование средств и методов физического воспитания;
• разработка новых, наиболее совершенных методов врачебных наблюдений за спортсменами, санитарно-гигиенических исследований, диагностики, лечения и предупреждения возможной травматизации опорно-двигательного аппарата или различных заболеваний у спортсменов, связанных с чрезмерной физической нагрузкой [3].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бeльский И.В. //Системы эффективной тренировки. Теоритические основы; Методика тренировки; Системы восстановления; Психологическая подготовка; Фармакологическая поддержка; Сбалансированное питание, М.: Вида-Н, 2004 – 256с
2. Граевская, Н.Д. Спортивная медицина: курс лекций и практических занятий: учеб. пособие: в 2-х ч. Ч.1–2 / Н. Д. Граевская, Т. И. Долматова; – М.: Сов. спорт, 2014.
3. Дубровский, В.И. Спортивная медицина: Учебник для студентов вузов / В. И. Дубровский; – М.: Гуманит. изд. Центр. ВЛАДОС, 2018 – 480с.
4. Курс лекций по спортивной медицине / под ред. А.В. Смоленского; – М. Физическая культура. 2011. -280с.
5. Майкели, Лайл Энциклопедия спортивной медицины / Лайл Майкели, Марк Дженкинс; СПб.: Издательство «Лань», 2007. – 400с
6. Макарова, Г.А. Спортивная медицина: Учебник. / Г. А. Макарова; – М.: Советский спорт, 2013-480с.
7. Павлов С. Е., Павлова М. В., Кузнецова Т. Н. Восстановление в спорте. Теоретические и практические аспекты. // Теор. и практ. физ. культуры. 2009 – 271с.
8. Пешкoв В.Ф.// Физические и психологические средства восстановления работоспособности в процессе спортивной и учебной деятельности//, Омск - 2009 – 239с.
9. Спортивная медицина (Руководство для врачей) /Под редакцией А. В. Чоговадзе, Л. А. Бутченко. – М.: Медицина – 2014. – 384с.
10. Спортивная медицина: учебное пособие / под ред. В. А. Епифанова – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2006. – 336с.