Фрагмент для ознакомления
2
Контрольная работа.
Антикоррупционный мониторинг – понятие, содержание, методы. Перспективы развития антикоррупционного мониторинга
Рассмотрим понятие мониторинга. Что такое мониторинг?
Мониторинг — система постоянного наблюдения за явлениями и процессами, проходящими в обществе, результаты которого служат для обоснования управленческих решений по обеспечению безопасности людей и объектов экономики.
Соответственно, антикоррупционный мониторинг –это система постоянного наблюдения за процессами, происходящими в области противодействия коррупции. Иными словами, это деятельность по диагностике коррупции, анализу эффективности мероприятий антикоррупционной политики и выработке предложений по её корректировке.
В Федеральном законе от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" нет понятия антикоррупционного мониторинга.
в Указе Президента РФ от 16.08.2021 N 478 "О Национальном плане противодействия коррупции на 2021 - 2024 годы" также не раскрывается понятие антикоррупционного мониторинга, но такой мониторинг в тексте упоминается дважды: в разделе
«IX. Совершенствование правовых и организационных основ противодействия коррупции в субъектах Российской Федерации
25. Правительству Российской Федерации:
б) провести совместно с органами субъектов Российской Федерации по профилактике коррупционных и иных правонарушений мониторинг участия лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации и муниципальные должности, должности государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации и должности муниципальной службы, в управлении коммерческими и некоммерческими организациями и до 1 сентября 2023 г. представить аналитический доклад, содержащий обобщенные статистические данные, информацию о выявленных коррупционных правонарушениях и коррупционных рисках, а также при необходимости представить предложения по совершенствованию правового регулирования в этой сфере»
и в разделе
«XI. Реализация мер по повышению эффективности антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов
30. Генеральной прокуратуре Российской Федерации осуществлять:
а) мониторинг деятельности федеральных государственных органов и организаций по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов;».
Однако, Национальный план противодействия коррупции на 2021-2024 годы в большинстве своих пунктов определяет необходимость руководителям федеральных органов исполнительной власти, Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, Конституционному Суду Российской Федерации, Верховному Суду Российской Федерации, Судебному департаменту при Верховном Суде Российской Федерации, Генеральной прокуратуре Российской Федерации, Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, Счетной палате Российской Федерации, Центральному банку Российской Федерации, Следственному комитету Российской Федерации, Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации проводить анализ ситуации, сопровождающей антикоррупционную деятельность, в целях подготовки докладов о результатах исполнения настоящего Указа и выполнения Национального плана.
Как и любое действие, антикоррупционный мониторинг, может быть разбит на виды. Рассмотрим следующую классификацию мониторинга.
1. В зависимости от выбора объекта мониторинга:
• динамический — для проведения мониторинга служат данные о динамике развития того или иного объекта, явления или показателя (наиболее простой способ мониторинга, применяемый для простейших систем, локального мониторинга отдельного показателя, например, частота выявления преступлений коррупционной направленности и пр.);
• сравнительный — выбираются результаты идентичного обследования других систем (например, сравниваются результаты участия различных групп населения в мероприятиях, направленных на противодействие коррупции т.п.; мониторинг осуществляется с помощью единого методического инструментария, в одно и то же время);
• комплексный — используется несколько оснований для экспертизы (сочетаются динамические и сравнительные обследования).
2. В зависимости от целей:
• информационный — сбор, накопление и систематизация информации о проводимых антикоррупционных мероприятиях, результатах проведения указанных мероприятий или, например, результатах выполнения Указа Президента от 16.08.2021 N 478 "О Национальном плане противодействия коррупции на 2021 - 2024 годы", Национального плана, динамике индикаторов, характеризующих достижение целей проводимых мероприятий;
• прогнозный — оценка проблем и рисков, которые могут препятствовать достижению целей мониторинга до того, как они станут осознаваться и формулироваться населением, гражданским обществом, государственными органами и организациями и т.д.;
• проблемный — выявление существующих тенденций, процессов, возможностей и угроз, связанных с реализацией выбранного варианта регулирования проблемы.
К наиболее распространенным методам мониторинга следует отнести:
• наблюдение (целенаправленное, организованное восприятие и регистрация поведения объекта; виды наблюдения: срез (кратковременное наблюдение), лонгитюдинальное (длинное, иногда в течение ряда лет), выборочное и сплошное, а также особый вид — включенное наблюдение (наблюдатель становится членом исследуемой группы);
• анализ статистических показателей (данные, полученные из разных источников, например, подготовленные на регулярной основе органами государственной власти и местного самоуправления); данные, подготовленные хозяйствующими субъектами (например, материалы финансово-экономической отчетности); данные, собранные непосредственно организаторами мониторинга и др., анализ запланированных и проведенных мероприятий (позволяет оценить, насколько вовремя выполнены управленческие действия, позволяющие инициировать необходимые изменения, своевременность разработки их нормативного правового обеспечения и т.д.), социологические методы сбора информации (интервью, анкетирование и т.д.) на стадии разработки проекта актов (внесения изменений в планы противодействия коррупции) позволяют сконцентрировать внимание на прогнозных оценках необходимости и эффективности предлагаемого способа регулирования, на стадии мониторинга — дополнить результаты количественного анализа возможностей и проблем достижения целей регулирования эвристическими оценками разных заинтересованных сторон. Чаще мониторинг осуществляется в виде проверки, представляющей собой систематический и документально подтвержденный процесс получения информации и доказательств степени выполнения установленных требований.