Фрагмент для ознакомления
2
Задание №1. Отзыв на книгу: Моторин А. В. Духовно-нравственные основы культуры и образования В. Новгород, 2008.
В издании представлено содержание лекций по предмету «Духовно-нравственные основы культуры и образования». Духовность и нравственность рассматриваются как двуединая основа, благодаря которой культура и, в частности, образование воспроизводятся и развиваются в череде поколений. Особое внимание уделяется необходимому для культуры и образования художественно-творческому началу.
Книга включает в себя три раздела: о ключевых понятиях духовно-нравственного воспитания; духовно-нравственные основы в художественном воспитании; Евангельское начало в Европейской педагогике. Автор книги раскрывает такие понятия как нравственность, духовность.
В рамках рассмотрения Духовности в свете учения о триединстве души Моторин А. В. говорит о том, что в развитии человеческого сознания, насколько можно проследить, искони сложились два основных, очень различных по качеству вида духовности: мистика и магия. Их различие в конечном счете определяется решением вопроса об отношениях божественного и человеческого начал в высшей, духовной области души: мистика проводит неизбывную, непреодолимую границу между Богом и человеком, между тварью и Творцом, а магия стирает эту границу, обожествляет человеческую природу, как и природу вообще.
Магия с ее верой в безграничность и даже божественность человеческих возможностей естественным образом ведет к закоснению в бездуховности либо рассудочного, либо чувственного направления. Веру человека в свои собственные самодостаточные способности, в свое умение всё понять и по-своему устроить во вселенной стали называть с ХVII в. “рационализмом” (например, Ф. Бэкон), или рассудочностью (латинское ratio, “рацио” – “счет, учет, расчет, мышление”). Возникая в пределах духовномагического мировосприятия, рассудочность склоняется к восстанию на духовность, к отрицанию ее начал, в крайнем выражении – к полному безбожию.
Автор книги, говорит о том, что многообразное духовное сознание, основанное на вере в бытие человеческой души и сверхчеловеческих духов, обретает яркое выражение в художественном слове и при этом составляет (в своих устойчивых проявлениях) духовные направления словесности. В состав духовного словесного искусства входит, прежде всего, богослужебное, обрядовое искусство — не только христианское (церковное), но и, например, исламское, масонское, — и оно составляет свою область художественного творчества, требующую особого изучения. Однако не менее важны другие области художественного духовного слова — области словесности внеобрядовой: мирской и светской.
Мирское и обрядовое, в частности церковное, искусство являются хотя и качественно различными, но не разорванными и даже неразрывными проявлениями, ступенями духовного художественного творчества — особенно в пределах одного и того же вероисповедания (впрочем, и в творчестве, выражающем разные вероисповедания, проявляются общие родовые черты духовного искусства как такового).
В конце книги автор приходит к выводу о необходимости создания новой теории русской словесности, основанной на православной методологии. Именно такой теории, по мнению автора, не хватает, и она дополнит собою (отнюдь не подменяя) существующие филологические учения, уже доказавшие свои познавательные достоинства.
Данная книга предназначена для студентов, аспирантов, преподавателей высшей школы, учителей средней общеобразовательной школы, а также всех, кто познает русское своеобразие в составе общечеловеческой культуры.
Задание №2. Отзыв на книгу: Моторин А. В. Духовные направления в русской словесности. 2012
Книга освещает мировоззренческие направления русской художественной словесности в XIX веке. Образное выражение народного самосознания в творчестве лучших писателей наиболее полно отражает своеобразие и многообразие этого самосознания, предопределяя его будущее развитие. Художественное словесное осуществление духовных устремлений обладает особой внушающей силой, прямо и многоразлично воздействует на жизнь общества, государства, историческое развитие народа.
В книге дается описание следующих тем: духовности и бездуховности в русской словесности XIX века; духовные противоречия в творчестве писателей, православно-державное направление; искушение Грибоедова; свобода «узника» в творчестве Пушкина; жеребей Лермонтова; сокровенный Гоголь; художественное вероисповедание князя Петра Вяземского; Православный Рим и Вавилон Запада в историософии Тючева.
Многие писатели первой половины XIX в. были увлечены познанием сущности духовных явлений, а вместе с тем и художественным изображением своего познания. С некоторым запозданием обратились они к теоретическому осмыслению бытия духов. К изучению прямого художественно-образного выражения разнообразных духовных течений первой половины XIX в. одним из первых приступил Н. В. Гоголь, а за ним А. Бухарев, В. Розанов, Д. Мережковский и другие.
Современные подходы к анализу словесности сформулированы и обобщены в книге A.B. Моторина, утверждающего, что «в основе всякой научной методологии лежит целостное системное мировоззрение», стремящееся «к постижению бесконечности бытия» и потому питающееся «определенной верой, которая служит необходимым способом познания бесконечной Истины».
В рамках данной книги внимание сосредоточено на областях художественного духовного слова (в том более узком понимании духовности, преобладавшем в первой половине XIX в. и отразившемся, в частности, в словаре Даля) - на областях словесности внеобрядовой, мирской, которая в то же время нередко (но в разной степени у разных писателей) устремлена к обрядовому вероисповеданию, либо же связана с этим вероисповеданием косвенно, находясь в созвучии с ним, подобно тому, как связана частная бытовая жизнь верующего человека с его определенными, принятыми в данной общине обрядовыми действиями.
Издание предназначено для студентов, аспирантов, преподавателей вузов, учителей, старшеклассников и всех, кто увлекается русской духовностью, выраженной в художественном слове.
Задание №3. Отзыв на книгу: Моторин А. В. Теория русской словесности. В. Новгород, 2013
А.В. Моторин дает название книги, как ь «Русское слововедение». Автор в книге «Теория русской словесности» прослеживает историю осмысления «духовности» в русской словесности XVII – XIX вв. и дает такое определение: «Итак, духовность человека – это состояние бесплотной человеческой души, так или иначе взаимодействующей с входящим в нее через вдохновение сверхчеловеческим "духом", будь он добрым или злым, божественным или демоническим». Здесь также духовное противопоставляется природному, «плотскому». И уже в зависимости от характера духовности предлагается говорить о различных, часто противоборствующих направлениях духовности. Но появляется и новый момент: духовность человека понимается как определенное состояние души, что вносит динамическое начало в понятие духовности. Но так как вхождение в духовное состояние означает у исследователя взаимодействие с духовным миром, а отсутствие этого взаимодействия означает бездуховность, то в целом тут сохраняется представление о духовном и чувственном как двух качественно различных пространствах бытия.
Понятие направления появляется в русской словесности на рубеже XVIII-XIX веков и означает, как это и есть в приведенном высказывании Достоевского, отражение в художественном слове «духа», то есть определенной духовности, с которой связаны вера и миросозерцание писателя.
А.В.Моторин отмечает, что писатели-мистики, в частности Н.В.Гоголь, «считали особенно ценным и редкостным это дарованное свыше право и дерзновение быть "гласом Божьим". <...> Мистик избегает передавать свой духовный опыт другим людям без особой на то необходимости, без внушения свыше, без временной выдержки, проверки». По мнению ученого, художник «прежде всего <...> должен творить собственную душу как богоподобную <...> достигающий совершенства в самосозидании получает от Бога силу и власть творчески привносить новые смыслы, явления и вещи в мир и уже вследствие этого непрямо, ненасильственно, не лишая свободы выбора, воздействовать на души других людей, каждый из которых также призван быть художником в своем роде». И действительно, в своем письме «О том, что такое слово» автор «Портрета» говорит: «Все великие воспитатели людей налагали долгое молчание именно на тех, которые владели даром слова, именно в те поры и в то время, когда больше всего хотелось им пощеголять словом и рвалась душа сказать даже много полезного людям. Они слышали, как можно опозорить то, что стремишься возвысить».
Предлагаемая книга является посильным вкладом в изучение и развитие теории русской словесности, или русского слововедения. Творческий опыт наших предков хранится в сокровищнице русского слова. Слово является выражением силы народного духа. Постигать, обретать и верно применять эту духовную силу помогает теория русской словесности.
Издание предназначено для студентов, аспирантов, преподавателей вузов, учителей, старшеклассников и всех, кто стремится понять русское творческое самосознание, выраженное в слове.
Задание №4. Подберите и письменно истолкуйте 4 небольших стихотворения с разными творческими направлениями: по одному на каждое из основных творческих направлений (мистическое, магическое, рассудочное, чувственное). Обоснуйте свое представление творческого метода (направления) в каждом стихотворении путем описания созданной автором образной системы.
Ключевым для творчества Лермонтова мистическим стихотворением, подводящим итог былым терзаниям души и предуказывающим путь духовного совершенствования, стало знаменательно незавершенное «Когда, надежде недоступный…»
Тогда молитвой безрассудной
Я долго Богу докучал
И вдруг услышал голос чудный.
«Чего ты просишь? – он вещал. –
Ты жить устал? Но Я ль виновен;
Смири страстей своих порыв,
Будь, как другие, хладнокровен,
Будь, как другие, терпелив…»