Фрагмент для ознакомления
2
ЗАДАНИЕ К ЭКЗАМЕНУ
2 часть – практическая. Необходимо произвести отбор (несколько заданий) и адаптацию диагностического задания (одно задание) для конкретного ребенка (характеристика прилагается)
1. Отбор диагностических заданий для Влада Л.
При проведении обследования детей следует соблюдать ряд условий:
- присутствие родителей (или лиц, их заменяющих);
- налаживание доброжелательного контакта взрослого с ребенком в целях создания особых, доверительных отношений между ними;
- предложение заданий с постепенным возрастанием уровня познавательной трудности;
- в случаях затруднений при выполнении заданий и появления отрицательных реакций на неуспех ребенку необходимо оказать помощь, а затем предложить ряд заданий с учетом его возможностей.
КОРОБКА ФОРМ. Задание направлено на проверку уровня развития зрительной ориентировки на форму.
Оборудование: деревянная коробка с шестью прорезями — круглой, полукруглой, треугольной, прямоугольной с вырезом, квадратной, шестиугольной формы («почтовый ящик») и двенадца¬тью объемными геометрическими фигурами, основание каждой из которых соответствует по форме одной из прорезей.
Проведение обследования: на стол перед ребенком ставят ко¬робку с прорезями, около нее расставляют фигуры (одинаковые фигуры не должны находиться рядом). Далее взрослый помещает фигуру в соответствующую прорезь. Затем ребенку предлагают выполнить это самостоятельно.
Если ребенок не может найти нужную прорезь, силой пытается протолкнуть фигуру, то необходимо провести обучение.
Обучение: взрослый берет одну из фигур, медленно прикладывает ее к разным отверстиям, пока не найдет нужное. Затем выполняет аналогичные действия вместе с ребенком, используя практическую ориентировку — целенаправленные пробы. Осталь¬ные фигуры ребенок опускает самостоятельно.
Оценка действий ребенка: принятие и понимание задания; спо¬собы выполнения; обучаемость; отношение к результату своей деятельности.
1 балл — ребенок не понимает задание, не стремится его вы¬полнить; после обучения действует неадекватно.
2 балла — ребенок принимает задание, пытается выполнить его, используя хаотичные действия или действия силой; после обучения пользуется методом перебора вариантов.
3 балла — ребенок принимает и понимает задание, выполняет его методом перебора вариантов, но после обучения пользуется методом целенаправленных проб.
4 балла — ребенок принимает и понимает задание, с интересом выполняет его либо методом практического примеривания, ли¬бо методом зрительного соотнесения.
Коробка форм.
Две деревянные коробки.
Первая — деревянная коробка с пятью прорезями: полукруглой, треугольной, прямоугольной, квадратной, шестиугольной формы.
Размер коробки: основание 160X160 мм, высота 110 мм.
Объемные фигурки: количество предметов: 10 (по 2 каждой формы: 2 фигурки с основаниями треугольника, 2 — с основания¬ми полукруга, 2 — с основаниями прямоугольника, 2 — с основа¬ниями квадрата, 2 — с основаниями шестиугольника).
Цвет: неокрашенная.
Вторая — деревянная коробка с шестью прорезями: круглой, полукруглой, треугольной, прямоугольной с вырезом, квадратной, шестиугольной формы.
Размеры коробки: основание 160x160 мм, высота 110 мм.
Объемные фигурки: количество предметов — 12 (по 2 каждой конфигурации: 2 фигурки с круглыми основаниями, 2 — с полу¬круглыми основаниями, 2 — с треугольными основаниями, 2 — с прямоугольными основаниями, 2 — с квадратными основаниями, 2 — с основаниями шестиугольника).
Цвет: неокрашенная.
СЛОЖИ РАЗРЕЗНУЮ КАРТИНКУ (из четырех частей).