Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Начало XXI века характеризуется новым этапом цивилизационного развития информационного (цифрового) общества, сопровождающимся глобальной трансформацией самой структуры межличностных, межгрупповых коммуникаций, а также существенными изменениями в массовом сознании в первую очередь молодого поколения. «Цифровая сфера», проявляющаяся в смене инструментов и каналов коммуникаций в виде появившихся в этот период смартфонов и интернет-сервисов социальные сети, а также бурным развитием цифровых технологий стала основой этапа становления информационного общества.
Новое поколение, названное поколением Z («цифровые аборигены») [1] формируется уже в новом информационном/цифровом обществе иным, нежели предшествующие поколения. Рожденные «со смартфоном в руках» - это поколение представлено уже вполне сформированными личностями 18-24 лет со своими ценностями, идеями идеалами. Представители этого поколения уже сейчас являются студентами университетов, а через 3-5 лет станут активной частью общества, определяющие тенденции развития общества в целом.
Есть существенные отличия современного поколения в приоритете ценностей от предыдущих поколений, что обусловлено рядом причин:
Во-первых, это бурное развитие информационного общества, переход на стадию становления, в котором происходит трансформация, охватывающая все общество в целом, включая институты общества, организации, экономические, политические, социальные процессы.
Во - вторых, поколение Z называют «цифровыми аборигенами», то есть изначальными жителями цифровой среды, в отличие от предшественников (X, Y), которые вынуждены осваивать цифровые технологии, будучи взрослыми.
В-третьих, само поколение в нашей стране, формируется в несколько иных условиях чем, предыдущие.
Если поколение Х (1960 - конец 1970-х г.р.) формировались в условиях холодной войны, а поколение Y (1980 - до середины 1990-х) в условиях распада СССР и экономико-политических реформ, то поколение Z родилось
уже в относительно стабильном обществе страны с передовыми информационно-коммуникационными технологиями, что позволяет считать Z первым поколением, чье развитие сходно с аналогичным развитием молодежи иных развитых стран.
Существенные отличия нового поколения выражаются в большей прагматичности, уходу от романтических ценностей и декларированную независимость от благорасположения властных структур.
Кроме того, для современного поколения и молодежи все более актуальным становится общение через Интернет, в том числе, через социальные сети. Сетевая форма коммуникаций предусматривает одновременное пребывание человека в различных сетевых сообществах, объединенных близкими ценностями участников. Поколение Z, пребывающая в цифровой среде, с преобладанием сетевой формы коммуникаций, разделяет широкий спектр ценностей, присущих различным стадиям цивилизационного развития. Это относится в первую очередь к самоидентификации человека
Целью данной работы является рассмотрение коммуникативной культуры современной молодежи.
Задачи:
- описать сущность коммуникативной культуры;
- изучить особенности заимствований в современном языке;
- описать особенности коммуникации молодежи в соцсетях;
- рассмотреть соцсети как способ самореализации молодежи в коммуникациях.
Глава 1 Сущность коммуникативной культуры. Заимствования как особенность современной речи молодежи
Культура представляет собой совокупную сложную структуру, состоящую из нескольких уровней развития. В культуре мы обязательно видим ценности. В культуре всегда присутствует опыт деятельности человека, включающий в себя опыт прошлых поколений.
Социум и культура всегда взаимосвязаны, одно понятие дополняет другое. Сегодня термин «культура» обозначает разные явления и процесса. Например, культурой может называться результаты деятельности человека в различных сферах. Или культурой может называться метод организации социальных отношений. Это может быть и степень развития личности, ее изучение разных областей знания.
Культура может рассматриваться с материальной и духовной точки зрения. Она всегда включает в себя опыт и достижения коллективного труда и индивидуального сознания. Формами реализации культуры являются миф, религия, искусство, философия и наука [2, с. 65].
Социум и культура – это всегда стороны жизни личности [3, с. 22].
Коммуникативная культура занимает центральное место в
профессиональном и общекультурном становлении личности и, бесспорно,
ее формирование и развитие являются одними из приоритетных задач
образования, рассматриваются как специальный объект моделирования
педагогических систем в комплексе их структурных и функциональных элементов и представляется как немаловажная составляющая
гуманитарного образования. Собственно коммуникативная культура, по
нашему мнению, может выступать условием успешной адаптации личности
ребенка к жизни в социуме и вследствие этого нуждается во всестороннем
изучении и анализе.
Ряд ученых придерживаются той позиции, что коммуникативная
культура выступает одним из составных компонентов общей культуры
личности и представляет собой комплекс таких навыков, знаний, умений,
Фрагмент для ознакомления
3
1) Prensky M. Digital Natives, Digital Immigrants. On the Horizon - MCB University Press. 2001, Vol. 9 No. 5 URL: https://marcprensky.com/writing/Prensky%20-%20Digital%20Natives,%20Digital%20Immigrants%20-%20Part1.pdf
2) Пономарев П. А., Формирование и воспроизводство культуры // Гуманитарные и социально-экономические науки. — 2018. — № 2. — С. 65-70
3) Тихонова В. А., Культура в контексте противоречий глобализационного процесса // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. — 2019. — № 2. — С. 22-25
4) Wehmeier S. Oxford Advanced Learner’s Dictionary of Current English (sixth edition). Oxford: Oxford University Press, 2000
5) Cambridge Dictionary [Electronic Resource]. – Mode of access: URL:http://dictionary.cambridge.org/dictionary/english/(дата обращения 26.04.2022).
6) Асочаков Ю. В., Новое измерение социального развития: активность и креативность в интернет-коммуникациях // Социологические исследования. — 2021. — № 1. — С. 75-80
7) Щекотуров А.В. Net-дружба в структуре конструирования виртуальной идентичности подростков // Вестник ННГУ им. Лобачевского. 2018. №3(1). С. 441-445.
8) Подольский А. И., Молодежь и интернет-контент: анализ больших данных // Вопросы психологии. — 2021. — № 3. — С. 46-50
9) Басов О.Н. Telegram-каналы как новые медиа и инструменты внутриэлитной борьбы // Научно-практические исследования. 2020, No 9-3 (32). – С. 31-39.
10) Дорохин В.Н. Феномен политических Telegram-каналов как инновационных цифровых СМИ в России // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Филология. Журналистика. 2019. No 1. – С. 103-105
11) Пак Е.М. Сетевые платформы как инструмент продвижения СМИ // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Филология. Журналистика. 2020. No 2. – С. 128-135
12) Whitty M.T. Liberating or debilitating? An examination of romantic relationships, sexual relationships and friendships on the Net // Computers in Human Behavior, 2008. V. 24. P. 1837-1850.