Фрагмент для ознакомления
2
ПРАКТИКУМ ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
ТЕМА 1. Современные проблемы и тенденции в области образования
Практическое занятие №1. Современные процессы в сфере образования
Задание 1. Ответить письменно на следующие вопросы:
1) Влияние процессов глобализации на образование.
Влияние глобализации на образование обусловлен следующими факторами:
• развитие НТП и информационных технологий, что объективно обуславливают возможность интеграционных процессов в образовательных системах регионального и глобального уровня;
• стремление мирового сообщества к формированию в современных условиях новых глобальных ценностей - ценностей общечеловеческой культуры, среди которых ведущими должны стать не власть сильного и богатого, а гуманизм, толерантность,уважение к представителям других культур, наций, рас, религий, склонность к сотрудничеству с ними , в взаимообогащения культур.
Можно выделить несколько главных элементов глобализации образования последних лет: информатизация общества, организация системы независимого контроля качества знаний, в частности, введение единого государственного экзамена (ЕГЭ), интеграция системы высшего профессионального образования Российской Федерации в мировую систему высшего образования в рамках присоединения России к Болонскому процессу.
Основным элементом глобализации в системе образования стала информатизация общества, которая начала свой путь с резким и стремительным развитием компьютерных и информационных технологий. Информационная глобализация дала возможность расширить свой кругозор, увидеть всё разнообразие людей и культур, познакомиться с новейшими достижениями науки и техники [2; 95]. Благодаря современным информационным технологиям образовательный процесс начал принимать качественно новые формы. Возникло и начинает стремительно развиваться дистанционное образование. Интернет позволяет получать образование на дому, что жизненно важно для определенных групп инвалидов. Новые технологии дают возможность решить и такую важную проблему, как визуализация, наглядность в процессе обучения. Графики, схемы, динамика развития того или иного процесса, рисунки и т.п., позволяющие лучше усвоить учебный материал, стали неотъемлемой частью не только интернета, но учебных программ, представленных на CD. С помощью новых технологий обучающиеся имеют и иные возможности, например, он-лайн конференции и обсуждения в режиме реального времени, доступ к сетевым библиотекам и банкам данных. Наконец, интернет и иные новые технологии позволяют сделать процесс образования непрерывным. Человек, получивший образование, пополняет свой запас знаний фактически на протяжении всей своей дальнейшей жизни.
Введение ЕГЭ расширило возможности для получения высшего профессионального образования выпускников сельских школ, регионов, удалённых от ведущих вузов страны путём упрощения системы поступления в образовательные учреждения высшего профессионального образования, а также возможности для обучения в некоторых европейских вузах. При прохождении тестирования в европейских вузах формат ЕГЭ даёт психологическую подготовку абитуриентам.
Процессы глобализации оказывают влияние на сферу образования по разным направлениям, среди которых можно выделить:
- проблему гармонизации глобализации и регионализации , которая выражается в том, что с одной стороны — человек становится гражданином мира без потери своих корней при активном участии в жизни нации и регионального сообщества, с другой - проблема опасности потери уникальности каждого человека, его способности реализовать свой потенциал в богатстве собственной культуры
- проблема уравновешивания подхода «всеобщего охвата»: с одной стороны - равенство возможностей при получении образования , с другой- обеспечение качества образования;
- проблема стандартизации обучения, появления глобальных исследовательских культур под влиянием современных ИКТ;
- необходимость ориентации образования на глобальный рынок, придание образованию предпринимательского характера, достижение баланса подходов к образованию, как государственной системе и как к элементу рынка социальных услуг.
Глобализационные процессы влияют на современное образование, изменяя содержание, цели и задачи образования. Это нашло отражение в новых стандартах российского образования, которые успешно видоизменяют систему школьного и вузовского образования. Общественные ожидания в области образования тоже изменились: оно стало рассматриваться как одно из важнейших направлений социальной политики. Современная экономика, основанная на новых технологиях и технической революции, также во многом будет определяться политикой в сфере образования.
2) Образование как ресурс информационного общества.
Знание, в которое информация трансформируется благодаря образованию как средству, инструменту этого превращения, является самым подвижным ресурсом, источником обогащения не только индивида, но и общества. Интеллектуальный капитал заменяет дорогостоящее оборудование, а «знания уменьшают потребность в сырье, труде, времени, пространстве, капитале и других ресурсах, становясь незаменимым средством — основным ресурсом современной экономики, ценность которого постоянно растет».
Следовательно, в современном мире увеличивается значение образования как важнейшего фактора формирования нового качества не только экономики, но и общества в целом. Важнейшим фактором развития любой страны становится образовательная инфраструктура, выделившаяся в отдельную отрасль организации и управления социально-экономическими процессами государственного масштаба. С этих позиций образование является национальным ресурсом развития государства, приращения его социально-экономического и интеллектуального потенциала, роста качества жизни населения. Образование становится стратегической областью, обеспечивающей национальную безопасность. О конкурентоспособности страны начинают судить по уровню образовательной подготовки подрастающего поколения. Его роль постоянно растет вместе с ростом влияния человеческого капитала.
Главным фактором развития общества становится качество интеллектуальных ресурсов, а ключевую роль в модернизации системы образования, повышении качества образования играют квалифицированные, способные к решению стратегических задач, подготовленные на современном уровне педагогические кадры.
В настоящее время Россия решает задачи трансформации постиндустриального общества в информационное. Важнейшей особенностью информационного общества является выдвижение в качестве одного из основных приоритетов развития самого человека и инвестиций в человеческий капитал. Информационное общество предъявляет новые требования к образованию, которые связаны с резко возросшим динамизмом технологической базы и снижением возможностей долгосрочного прогнозирования и планирования. Среди них можно выделить следующие.
1. Массовость высшего образования. Сегодня в России очевиден 100% спрос населения на высшее образование.
2. Необходимость преодоления узкой специализации профессионального образования. Образование должно давать возможность не только постоянно повышать свою квалификацию, но и существенно менять характер профессиональной деятельности в течение жизни человека.
3. Непрерывность образования, т.е. развитие разнообразных институтов, которые позволяют получать образование в течение всей жизни, постоянно адаптируя его к новым потребностям.
4. Индивидуализация образования, т.е. предоставление каждому человеку возможности самому формировать «образовательный пакет», максимально удовлетворяющий его запросы, его представление об оптимальной для его жизненной стратегии знаний и навыков. Индивидуализация может обеспечиваться развитием сетевой организации бизнес-образования, при которой программы и курсы разных учебных заведений оказываются взаимосвязанными. Непрерывность образования становится одним из способов его индивидуализации.
XXI столетие по праву называют веком информации, информационной революции, основу которой составляет беспрецедентное по скорости и объему передачи информации развитие новых технологий.
Понятие информации — одно из самых сложных и дискуссионных в современной науке. Несмотря на спорность и неоднозначность формулировок, большинство современных ученых считают информацию одним из фундаментальных явлений.
Информационная деятельность базируется на информационных потребностях, которые представляют собой феномен, выступающий побудительной причиной поиска информации.
Поэтому знание законов распространения информации в материальном мире, ее свойств и функций, роли в процессах формирования мышления, поведения, социализации и самореализации представляет собой фундаментальную основу информационной культуры личности.
Информационное общество создает, распространяет и использует знания для обеспечения хозяйственного роста и конкурентоспособности своих экономических агентов. Основной эффект информационной экономики, основанной на знаниях, заключается не столько в выпуске высокотехнологичной продукции, сколько в ее использовании во всех отраслях и сферах хозяйства.
Стремительное развитие и распространение новых информационных и телекоммуникационных технологий приобретает сегодня характер глобальной информационной революции, которая оказывает возрастающее влияние на политику, экономику, управление, финансы, науку, культуру и другие сферы жизнедеятельности общества в рамках национальных границ и в мире в целом.
Наступает новый этап в развитии процессов обмена информацией. Интенсивное внедрение и переплетение современных компьютерных, теле- и радиовещательных, телефонных технологий и коммуникационных служб, быстрое распространение локальных и глобальных коммуникационных сетей создает принципиально новое качество трансграничного информационного обмена и инструментария воздействия на массовое сознание, усиливая значение социально-психологических и культурно-информационных аспектов глобализации.
Информационно-технологическая революция, разворачивающаяся на наших глазах, определяет движение к совершенно новому типу общества — информационному, или, как его еще называют, обществу знания.
В процессе его формирования постепенно стираются границы между странами и людьми, радикально меняется структура мировой экономики, значительно более динамичным и конкурентным становится рынок. Информация и знания становятся одним из стратегических ресурсов государства, масштабы использования которого стали сопоставимы с использованием традиционных ресурсов, а доступ к ним — одним из основных факторов социально-экономического развития. В связи с этим к числу важнейших задач каждого государства относятся формирование и развитие информационной инфраструктуры и интеграция в глобальное информационное общество. Решение этих задач становится сегодня необходимым условием устойчивого развития государства и его полноценного вхождения в мировую экономику.
3) Российское образование в системе рыночных отношений.
Существует несколько уровней образования: дошкольное, общее, дополнительное, начальное, среднее и высшее профессиональное образование. Базовый (основной) уровень образования ориентирован на общее развитие личности, на формирование готовности нового поколения людей войти в социальную жизнь и участвовать в сфере общественно полезного труда. В современном обществе принято, что базовое образование является обязательным. Обязательное базовое образование необходимо для того, чтобы гарантировать право каждого члена общества на базовое образование, сделать его доступным для всех - как общественное благо. Гарантом права на образование, которое является одним из основных прав человека, как подчеркивалось ранее, является государство.
Рыночные отношения в сфере образовательных услуг формируют ряд проблем взаимодействия между участниками этого рынка. Образовательные учреждения, в том числе государственные, вынужденные оказывать платные услуги на рынке образования, оказались не готовы к деятельности по удовлетворению образовательных потребностей населения, с одной стороны, и рынка труда, с другой.
Работодатели как субъекты рынка труда заинтересованы в выпускниках, способных удовлетворить существующий на рынке спрос на специалистов. Но несмотря на то, что учебное заведение включено в два рынка - рынок образовательных услуг и рынок труда, - оно ориентируется в основном на текущий спрос только одного из них. Актуальной является и ситуация невостребованности выпускников вузов на рынке труда. Это связано как с тем, что спрос на рынке труда "откладывается" на 4-6 лет с момента поступления в вуз и требует прогнозного обучения, так и с тем, что спрос на рынке труда мобилен и определяется экономическими процессами модернизации производства.