Фрагмент для ознакомления
2
Задание 1:
Как бы Вы поступили в следующих ситуациях, руководствуясь принципами и нормами профессионального самоопределения?
Ситуация 1. Молодой человек, выпускник 11 класса средней школы, обращается к профкосультанту с вопросом: Через месяц вступительные испытания, а я не могу решить на какой факультет поступать?
• Поскольку мы видим, что времени осталось мало (месяц), и ребенок не успеет подготовиться к экзаменам по новым предметам, то рассматриваем, какие возможности он имеет с такой подготовкой, которую прошел. Сравниваем возможности и его ожидания.
• Акцентируем внимание на хобби и увлечениях юноши, даже уже заброшенных. О внеучебных навыках и сертификатах, дипломах.
• Проводим индивидуальную профессиональную диагностику и просвещение, тестирования, которые позволят понять, к работе в какой сфере расположен юноша (можно использовать Тест Холланда, якоря карьеры Эдгара Шейна). Рассматриваем профессии в этих сферах, возможно, существуют подходящие профессии, о которых поступающий просто не знал.
• Диагностируем в беседе, самодиагностике и с помощью тестов личностные особенности юноши, не имеющие прямого отношения к профессии, но косвенно определяющие ее выбор (например, интроверсия/экстраверсия определяет готовность много работать с людьми).
• В случае, когда эти шаги не помогают в решении, можно предложить (по согласованию с родителями) отложить поступление на год, пройти переподготовку по другим учебным предметам и попробовать себя в стажировке на нескольких специальностях.
Ситуация 2. Мама студентки 2 курса юридического факультета просит профконсультанта «заставить дочь продолжить обучение, обосновать необходимость учиться с точки зрения профориентации». При этом дочь, общительная, инициативная девушка, мечтает заниматься журналистикой.
• Мы стараемся избежать поспешных решений, которые могут повредить учебе.
• Первоначально проясняем вопрос о мотивации обучения: насколько самостоятельным был выбор, было ли давление со стороны родителей, нравилась ли профессия в первый год обучения, если нравилась, или не отталкивала, то что изменилось теперь. Возможно, проблема связана с отношениями в коллективе, а не с профессией.
• Необходимо донести до девушки мысль, что журналистика может оказаться тоже не такой сферой работы, как она представляется. Рационально будет предложить попробовать себя в этой профессии, не прерывая обучения, например, в летние каникулы поработать в местной газете, подключиться к созданию газеты при своем вузе, в частном порядке написать несколько статей. Это поможет оценить сложность, уровень оплаты, интенсивность взаимодействия с другими специалистами. Возможно, девушка поймет, что профессия журналиста для нее некомфортна.
• Если девочка финансово зависит от родителей и их решения, то необходимо искать компромисс, указать на возможность журналистской работы в юридической сфере.
Задание 2:
1. Подобрать упражнения, направленные на формирование представлений о мире профессий.
Упражнение «В детстве я хотел быть...»
Цель: Формирование в группе доверительных отношений, пробуждение интереса к теме профессионального самоопределения.
Время проведения: 15-30 мин.
Ход упражнения: Каждому участнику предлагается в течение трех минут написать на анонимной карточке, кем он хотел быть в детстве и почему. Затем карточки сдаются ведущему, который их перемешивает и раздает участникам в случайном порядке. Каждый должен «вжиться» в образ неизвестного автора, зачитать написанное, предположить, изменилось ли это желание сейчас у этого человека, когда человек повзрослел, и если изменилось, то почему? Остальные участники внимательно слушают, задают вопросы.
Игра «Приемная комиссия»
Цель игры – знакомство с требованиями при приеме в учебные заведения или на работу. Игра рассчитана на учащихся 8-9 классов. В игре могут участвовать от 3 до 10 человек. Для игры необходимо иметь конкретную справочную литературу («Справочник для поступающих , ПУ и ПЛ»), а ведущий должен знать особенности поступления (учебы или работы) в конкретное учебное заведение или на предприятие.
Процедура проведения игры.
1 этап. Ведущий знакомит участников с общей инструкцией.
Инструкция: «Все вы скоро будете куда-то поступать: в училища, техникумы, оформляться на работу. Давайте пофантазируем и представим, что для поступления не нужно сдавать никаких экзаменов, а нужно пройти собеседование с членами приемной комиссии, которая и решит, зачислять Вас или не зачислять.