Фрагмент для ознакомления
2
Подготовьте письменно ответы на вопросы:
1. Основные качественные характеристики реабилитационной деятельности.
Реабилитация – это восстановление здоровья, функционального состояния и трудоспособности, нарушенных болезнями, травмами или физическими, химическими и социальными факторами.
Цель реабилитации - эффективное и раннее возвращение больных и инвалидов к бытовым и трудовым процессам, в общество; восстановление личностных свойств человека.
К основным качественным характеристикам относятся такие как:
-целенаправленность (проявляется в том, что процесс реабилитации строится с учётом чётко очерченной цели, осознания того, какими личностными и психическими качествами должен обладать человек на завершающем этапе)
- опосредованность (состоит в том, что социально-реабилитационные воздействия оказывают влияние на ребёнка с ограниченными возможностями не прямо, а косвенно –в результате социальной обусловленности социально-реабилитационной деятельности, её связи со значениями, фиксированными в понятиях языка, нормах морали, ценностях)
-субъективность (выражается в проявлениях индивидуальности как специалиста по социальной реабилитации, так и ребёнка, включенного в социально-реабилитационный процесс)
-интенсивность (обусловлена наличием у каждого специалиста по социальной реабилитации индивидуального стиля деятельности, его наличие позволяет каждому из них при наличии разных особенностей нервной системы, разной структуры способностей, характера добиваться определенной эффективности при использовании разных способов и средств воздействия)
-динамичность (определяется поступательным движением в реализации текущих задач в работе с ребёнком)
-эффективность (проявляется в соотношении достигнутого результата к максимально достижимому или заранее запланированному результату, определить её можно только в том случае, если будут четко выделены качественные критерии измерения результатов)
2. Подходы к классификации объектов реабилитации и формированию целевых групп.
Объектом реабилитации являются:
1) больные, травмированные, раненые и реконвалесценты после различных заболеваний или травм с временной утратой трудоспособности (первичный контингент);
2) больные с хроническими заболеваниями, пострадавшие с последствиями травм и ранений со стойкой утратой трудоспособности и временной инвалидизацией, у которых в результате принятых мер возможна положительная коррекция (вторичный контингент);
3) инвалиды с последствиями заболеваний, травм и ранений с различной степенью стойкой утраты трудоспособности (третичный или постоянный контингент).
Подход к формированию целевых групп основывается с учетом особенностей структуры и степени тяжести нарушения функций организма и используемых для определения основных направлений комплексной реабилитации
3. Характеристики целевых групп реабилитационной деятельности.
Первая целевая группа – инвалиды с нарушением зрения.
Подгруппа А – инвалиды с нарушением зрения (слабовидение) – запись производится при выявлении стойких умеренных и/или выраженных
сенсорных нарушений (зрительных функций), обусловленных
заболеваниями, последствиями травм или дефектами в виде соответственно
умеренно выраженного снижения зрения или слабовидения и приводящих
преимущественно к ограничению способности к ориентации 1 или 2 степени.
Подгруппа Б – инвалиды по зрению (слепота) - запись производится
при выявлении стойких значительно выраженных сенсорных нарушений
(зрительных функций), обусловленных заболеваниями, последствиями травм
или дефектами в виде слепоты и приводящих преимущественно к
ограничению способности к ориентации 3 степени.
Вторая целевая группа – инвалиды с нарушением слуха.
Подгруппа А – инвалиды по слуху (двухсторонняя тугоухость высокой
степени) – запись производится при выявлении стойких умеренных
сенсорных нарушений (функций слуха), в том числе в сочетании с
нарушением языковых, речевых функций, обусловленных заболеваниями,
последствиями травм или дефектами, в виде двухсторонней тугоухости
высокой степени, приводящих преимущественно к ограничению способности
к общению 1 степени.
Подгруппа Б – инвалиды по слуху (глухота) – запись производится
при выявлении стойких умеренных и/или выраженных сенсорных нарушений
(функций слуха), в том числе в сочетании с нарушением языковых, речевых,
психических функций, обусловленных заболеваниями, последствиями травм
или дефектами в виде глухоты или глухонемоты, приводящих
преимущественно к ограничению способности к общению 1-2 степени
Третья целевая группа – инвалиды с нарушениями зрения и слуха
(слепоглухота) – запись производится при выявлении стойких выраженных
или значительно выраженных сенсорных нарушений (сочетанных нарушений
функций зрения и слуха), обусловленных заболеваниями, последствиями
травм или дефектами в виде слепоглухоты, приводящих преимущественно к
сочетанию ограничений способности к ориентации 2 либо 3 степени и
ограничению способности к общению 2 либо 3 степени
Четвертая целевая группа – инвалиды с нарушением речи.
Подгруппа А – инвалиды с нарушением речи (недоразвитие речи) -
запись производится при выявлении стойких умеренных и/или выраженных
нарушений функций голосообразования и/или речи, обусловленных
заболеваниями, последствиями травм или дефектами в виде недоразвития
речи, приводящих преимущественно к ограничению способности общения 1
степени.
Подгруппа Б – инвалиды с нарушением речи (немота) – запись
производится при выявлении стойких значительно выраженных нарушений
функций голосообразования и/или речи, обусловленных заболеваниями,
последствиями травм или дефектами в виде немоты, приводящих
преимущественно к ограничению способности общения 2 степени.
Пятая целевая группа – инвалиды с нарушением
статодинамической (двигательной) функции – интегральная запись «с
нарушением статодинамической функции ...» производится при выявлении
стойких умеренных, выраженных или значительно выраженных нарушений
(учитываются отдельно) статодинамической функции организма,
обусловленных различными классами заболеваний, последствий травм или
дефектов и приводящих преимущественно к ограничению способности к
самостоятельному передвижению 1-3 степени:
Подгруппа А «с нарушением статодинамической функции вследствие
кардиоваскулярной, пульмонологической и/или иной соматической
патологии»;
Подгруппа Б «с нарушением статодинамической функции вследствие
цереброваскулярной патологии»;
Подгруппа В «с нарушением статодинамической функции вследствие
патологии центральной и периферической нервной системы»;
Подгруппа Г «с нарушением статодинамической функции вследствие
патологии, обусловленной сахарным диабетом и его осложнениями
(полинейропатия, диабетическая ангиопатия, синдром «диабетическая
стопа»);
Подгруппа Д «с нарушением статодинамической функции вследствие
травматологической и/или ортопедической патологии»;
Подгруппа Е «с нарушением статодинамической функции вследствие
расстройства (отсутствия) функционирования верхних конечностей»
Шестая целевая группа – инвалиды с нарушением эндокринной
функции и желез внутренней секреции.
Подгруппа А – инвалиды с нарушением эндокринной функции
поджелудочной железы – запись производится при выявлении стойких
выраженных и значительно выраженных нарушений зрительной функции,
статодинамической функции, обусловленных сахарным диабетом 2 типа и
его осложнениями (диабетическая ретинопатия, диабетическая
полинейропатия, диабетическая ангиопатия, синдром диабетической стопы),
приводящих преимущественно к ограничению способности к
самообслуживанию 2-3 степени, ограничению способности к передвижению
2-3 степени.
Подгруппа Б – инвалиды с нарушением функции щитовидной железы –
запись производится при выявлении стойких выраженных и значительно
выраженных нарушений зрительной функции, статодинамической функции,
кардиоваскулярной функции и психических функций, обусловленных
заболеваниями щитовидной железы, приводящих преимущественно к
ограничению способности к самообслуживанию 2-3 степени и способности к
самостоятельному передвижению 2-3 степени.
Подгруппа В – инвалиды с нарушением отдельных обменных и/или
эндокринных функций – запись производится при выявлении стойких
умеренно выраженных, выраженных и значительно выраженных нарушений
отдельных обменных и/или эндокринных функций, обусловленных
заболеваниями, последствиями травм или дефектами, включая гипофизарный
нанизм и орфанные заболевания и приводящих преимущественно к
ограничению способности к самообслуживанию 1-3 степени и способности к
самостоятельному передвижению, общению 2-3 степени
Седьмая целевая группа – инвалиды с нарушением психических
функций.
Подгруппа А – с нарушением когнитивных функций органического
генеза – запись производится при выявлении стойких умеренно выраженных
и выраженных когнитивных нарушений, являющихся следствием
перенесенного органического поражения головного мозга любой этиологии
(сосудистой, травматической, онкологической, инфекционной, токсической и
др.). Интеллектуально-мнестические нарушения характеризуются общей
замедленностью психических процессов, сужением объема восприятия,
затруднениями ориентировки, ограниченной возможностью самостоятельно
планировать, принимать решения и действовать в сложившейся ситуации,
затруднением в использовании прошлого опыта и усвоении нового,
замедлением скорости обработки и обобщения информации.
Подгруппа В – с нарушением интеллектуальных функций, запись
производится при нарушении интеллектуально-мнестических функций,
стойких умеренно выраженных и выраженных, являющихся следствием
врожденного или перенесенного в первые годы жизни поражения головного
мозга приводящего к умственной отсталости, характеризующейся общим
недоразвитием интеллекта и личности в целом, отсутствием полноценного
жизненного и производственного опыта, отсутствием адекватной
инициативы и активности.
Подгруппа С – с психопатологическими нарушениями эндогенного
характера и/или афективными расстройствами - запись производится при
выявлении стойких умеренных, выраженных или значительно выраженных
нарушений психических функций, характеризующихся преимущественно
наличием негативной, идеаторной, аффективной симптоматики,
обуславливающей снижение энергетического потенциала, возможность
возникновения неадекватного реагирования, легко наступающую
дезорганизацию поведения, наруение коммуникативности и изменения
личности.
Подгруппа D – с коммуникативно-поведенческими нарушениями,
запись производиться при выявлении стойких умеренных, выраженных или
значительно выраженных нарушений психических функций у детей с
установленной категорий ребенок инвалид, вследствие аутизма (расстройств
аутистического спектра)
Восьмая целевая группа – инвалиды с нарушением
выделительной функции – запись производится при выявлении стойких
выраженных или значительно выраженных нарушений функций
мочеполовой системы (стомированные пациенты), обусловленных
хроническими заболеваниями почек 4-5 стадии, ХПН 3-4 стадии,
приводящих преимущественно к ограничению способности к
самообслуживанию 2-3 степени, способности к передвижению – 2-3 степени.
Девятая целевая группа – инвалиды с нарушениями иммунных
функций и/или с паранеопластическими процессами – запись производится
при выявлении стойких выраженных или значительно выраженных
нарушений функции иммунитета, обусловленных злокачественными
новообразованиями и/или тяжелой иммунной патологией и приводящих
преимущественно к ограничению способности к самообслуживанию 2-3
степени, способности к передвижению – 2-3 степени
Задание2
Провести анализ интернет-источников по вопросам социально-реабилитационной деятельности с детьми и подростками. Ответы предоставить письменно
На основании изучения и анализа интернет- источников по вопросам социально-реабилитационной деятельности с детьми и подростками сделан вывод о том, что данные источники помогаю семьям, где есть дети инвалиды и дети ОВЗ.
Основными задачами таких сайтов являются:
- выявление и учет семей с детьми и подростками с ограниченными возможностями, проживающих на территории Чувашской Республики с целью расширения зоны обслуживания и своевременного информирования их о деятельности Центра;
- создание компьютеризированной базы данных о детях-инвалидах и их семьях с учетом всех негативных факторов социального неблагополучия и объема оказанной Центром реабилитационной помощи;
- проведение диагностики, определения исходного уровня здоровья, определение реабилитационного потенциала и разработка индивидуального маршрута реабилитации и реабилитации;
- оценка эффективности проводимых реабилитационных мероприятий по индивидуальной программе;
- содействие в организации госпитализации нуждающихся детей-инвалидов в лечебно-профилактические учреждения Республики;
- организация оказания медицинских услуг не только детям-инвалидам, но и членам их семей, в том числе методами нетрадиционной медицины;
- консультирование родителей по вопросам планирования семьи, психо-сексуального развития детей и подростков, по вопросам здорового образа жизни (гигиена питания, жилища, избавление от вредных привычек);
Задание3
Подготовить материал на тему: «Вредные привычки как факторы риска в среде современной молодежи» (Источник: Самарин А.В. Влияние факторов риска на формирование здоровья студенческой молодежи // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=18162
Здоровье студенческой молодежи все более осознается как первостепенная задача государства, общества и всех его социальных институтов.
Основными аспектами здорового образа жизни студенческой молодежи являются режим труда и отдыха, двигательная активность, личная гигиена, неприятие вредных привычек, рациональное питание, эколо¬гически грамотное поведение, профилактическое мышление.
Студенческая молодежь это категория граждан, здоровье которой неразрывно связана с понятием «риск». Проблемы социальной обусловленности ухудшения индивидуального здоровья студенческой молодежи являются традиционной темой для обсуждения в рамках социологической науки.
К факторам риска относится : высокая умственная и психоэмоциональная нагрузка, вынужденные частые нарушения режима труда, отдыха и питания, кризис нравственных ценностей, неуверенность в своем будущем, смена места жительства и многие другие факторы требуют от студентов мобилизации сил для адаптации к новым условия проживания и обучения, формирования межличностных отношений вне семьи и преодоления сложных жизненных ситуаций.
Здоровый образ жизни влияет на формирование социальной микросреды, в условиях которой возникают реальные предпосылки для высокой творческой самоотдачи, работоспособности, трудовой, учебной и общественной активности, психологического комфорта, наиболее полно раскрывается психофизиологический потенциал личности, актуализируется процесс ее самосовершенствования.
На сегодняшний день реалии таковы, что в современном вузовском образовании существует множество факторов риска, влияющих на здоровье студенческой молодежи (компьютеризация, интенсификация обучения, снижение двигательной активности). По сути все это способствует гиподинамии, ослаблению мышечной системы организма студентов, а он рассчитан на значительные двигательные объемы, в которых испытывает большой дефицит.
Таким образом, низкая продуктивность студенческой молодежи в образовательном процессе свидетельствует о неблагоприятных воздействиях факторов риска на формирование здоровья студентов и обуславливает необходимость разработки и реализации комплексных подходов по формированию здоровья и здорового образа жизни
Задание 4
Письменно ответьте на вопросы:
1. Сущность понятия «реабилитационное пространство». Уровни его организации.
Реабилитационное пространство включает в себя территориальную
систему ведомственных структур, учреждений, служб и организаций,
общественных инициатив, обеспечивающих единство и непрерыв-
ность реабилитационного процесса, включающего: оказание помощи
и поддержки эффективного развития несовершеннолетних; выявление
и профилактику социально дезадаптированных несовершеннолетних,
реабилитацию несовершеннолетнего, направленную на его позитив-
ную социализацию.
Реабилитационное пространство представляет собой многоуровневую систему, в которой можно выделить по меньшей мере три уровня: правовой, информационный, организационный.
2. Характеристика реабилитационного пространства на разных уровнях его организации.
Правовой: создание ювенальной специализации российской юстиции. Ювенальное правосудие позволит решить проблему преодоления межведомственных барьеров и реально осуществлять защиту и охрану прав детей.
Информационный: сбор информации, ее анализ, составление базы данных, организация и регулирование информационных потоков, информационное обеспечение процессов в РП. Общее информационное пространство позволит всем участникам РП говорить на одном языке и скоординированно делать одно общее дело.
Организационный: создание функционального модуля, призванного обеспечить эффективность и качество профилактического и реабилитационного процесса. Это цепь, звеньями которой являются различные учреждения и организации РП. Пройдя через нее, ребенок может полностью восстановить свое здоровье и стать полноценным членом нашего общества.
3. Роль общественных организаций в формировании реабилитационного пространства.
Общественные организации помогают решить ряд задач, поставленных перед обществом, в том числе и перед государством, их деятельность приобретают особую актуальность в настоящее время. Но особое значение они имеют для лиц с ограниченными возможностями, так как благодаря им происходит интеграция инвалидов в общество, они делают их жизнь лучше и у этих организаций многое получается.
Основные задачи:
1. выражение и защита законных прав и интересов инвалидов;
2. социальная реабилитация инвалидов, их интеграция в современное общество;
3. обеспечение инвалидов равными с другими гражданами РФ возможностями.
Одним из основных направлений поддержки инвалидов является профессиональная реабилитация, которая является важнейшей составной частью государственной политики в области социальной защиты инвалидов. Профессиональная реабилитация инвалидов включает следующие мероприятия, услуги и технические средства, а также профориентация, повышение квалификации; содействие трудоустройству; квотирование и создание специализированных рабочих мест для трудоустройства инвалидов; профессионально – производственная адаптация.
4. Роль системы социального обеспечения в формировании реабилитационного пространства
Системный характер социальной реабилитации во многом обусловлен теми направлениями деятельности и задачами, которые заявлены и реализуются в соответствии с федеральной комплексной программой «Социальная поддержка инвалидов», а также следующими целевыми программами, входящими в ее состав:
· «Медико-социальная экспертиза и реабилитация инвалидов»;
· «Научное обоснование и информатизация проблем инвалидности и инвалидов»;
· «Формирование доступной для инвалидов среды жизнедеятельности»;
· «Разработка и производство средств протезирования, строительство, реконструкция и техническое перевооружение протезно-ортопедических предприятий»,
· «Дети-инвалиды» и ряд других.