Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Для эффективного управления мотивацией персонала ее необходимо исследовать и оценивать. В то же время измерение мотивации — сложная методическая проблема. В статье рассматриваются методы ее исследования, а также предложена авторская модель изучения мотивации, в которой выделяются три уровня ее проявления. Параметрами являются как оценки работников, так и конкретные измеряемые результаты, связанные с трудовым поведением и эффективностью труда.
Результаты, достигнутые людьми в процессе работы, зависят не только от знаний, навыков и способностей этих людей, эффективная деятельность возможна лишь при наличии у работников соответствующей мотивации, т. е. желания работать.
Организованный и управляемый процесс побуждения сотрудника к деятельности определяет его трудовое поведение, а продуктивное использование человеческих ресурсов во многом обуславливает конкурентные преимущества компании.
методы изучения мотивации, которые предлагаются менеджерам для анализа этих устойчивых атрибутов личности, «обобщенных мотивов»:
Опросы - применяются для оценки степени удовлетворенности персонала. Формы опросов могут быть различными: интервью, анкета. Как правило, испытуемому предлагается выбрать (и оценить) из предложенного перечня мотивов, интересов, потребностей те, которые наиболее точно его описывают, задаются относительно прямые вопросы о том, насколько сотруднику нравится сама работа, ее условия, отношения в коллективе, стиль руководства и т.п.
Диагностическое интервью, требует значительных затрат времени и сил, поэтому применяется для оценки уровня мотивации менеджеров. Кроме того, на основании мнения руководителей подразделений можно составить обобщенную характеристику ситуации по отделам, оценив общий уровень мотивации сотрудников.
При очевидной доступности данного метода он имеет недостатки: не все мотивы являются осознанными, поскольку понимание сложных глубинных мотивационных образований требует развитой рефлексии; ответы часто неискренни в силу действия фактора «социальной желательности» (стремления выглядеть с лучшей стороны, соответствовать неким социальным «нормам» и «эталонам»). Тем не менее, опросы позволяют довольно быстро собрать массовый материал, узнать, как человек воспринимает свои поступки и действия, что он декларирует «миру».
Психологические тесты. Тест-опросник содержит серию вопросов, по ответам на которые судят о психологических качествах испытуемого. Тест-задание это особого рода испытание, по итогам выполнения которого определяют наличие или отсутствие и степень развития характерологических черт (свойств личности), например - ориентацию на достижение успеха.
С помощью стандартизированных тестов получают количественные оценки, по которым можно сравнивать выраженность психологических свойств индивида с их выраженностью в популяризации.
Недостатком стандартизированных тестов является определенная возможность влияния испытуемого на результаты тестирования в соответствии с одобряемыми характерологическими чертами личности. Эти возможности увеличиваются, если тестируемые знают содержание теста, либо критерии оценки поведения и изучаемых качеств личности.
Проективные методики. Основной акцент делается на диагностику скрытой мотивации сотрудника, причем скрытой, в том числе, и для самого сотрудника. Зачастую проективные методы включают комбинации всевозможных методов – кейсов (ситуаций), конкретных заданий, интервью, включающих вопросы на первый взгляд не имеющие отношения к респонденту (например, "Почему, на ваш взгляд, в одной компании люди работают хорошо, а в другой не слишком стараются?"). Предполагается, что испытуемый выделяет ключевые для него показатели.
Фрагмент для ознакомления
3
1.Абрамов, Р.Н. Российские менеджеры: социологический анализ становления профессии. Монография / Р.Н. Абрамов. - Москва: КомКнига, 2005. - 280 с.
2.Айламадян, А.М. Выбор мотивов деятельности: теоретические аспекты проблемы и экспериментальное изучение / А.М. Айламадян. // Вопр. психол. - 1990. - № 4. - С. 14-22.
3.Анцупов, А.Я. Социально-психологическая оценка персонала (учебное пособие для студентов вузов) / А.Я. Анцупов, В.В. Ковалев. - Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. - 303 с.
4.Аритова, О.Н. Влияние мотивации на структуру целеполагания / О.Н. Аритова. // Вестник МГУ сер. Психология. - 1998. - № 4. - С 40-52.
5.Бодров, В.А. Психология профессиональной пригодности. Учебное пособие для вузов / В.А. Бодров. - Москва: ПЕР СЭ, 2001. - 511 с.
6.Борисов, Ю.А. Смысловая сфера сознания и самосознания успешных и неуспешных менеджеров среднего звена / Ю.А. Борисов, И.А. Кудрявцев // Психологический журнал. - 2003. - Т. 24.- № 1. - С. 91-103. .Гульянова, Н.А. О связи самоприятия и осознания Я - образа в ситуации неуспеха / Н.А Гульянова // Вестник моск. ун-та.- сер.14/ / Психология, 2001.- №3. - С.68-75
7.Зеер, Э.Ф. Психологические основы профессионального становления личности инженера - педагога // Дис. на соискание ученой степени докт. психол. наук Э.Ф. Зеер. - Свердловск: 1985. - 85 с. [Электронный ресурс] - 2012 - Режим доступа: http://www/dissercat/com - Дата доступа: 20.01.2012.
8.Иванова, Е.М. Психотехнология изучения человека в трудовой деятельности. Учебно-методическое пособие для студентов факультетов психологии государственных ун-тов / Е.М. Иванова. - Москва: МГУ, 1992. - 94 с.
9.Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2000. - 502 с.
10.Квинн, В.Н. Прикладная психология / В.Н. Квинн - СПб., Москва, Харьков, Минск: Питер, 2000. - 560 с.
11.Климов, Е.А. Введение в психологию труда / Е.А. Климов- Москва: Просвещение, 1988. - 196 с.Климов, Е.А. Реплика о структуре профессионализма и профессионала. Психология профессионала / Е.А. Климов - Москва, 1996.- 145-204 с.
12.Ковалев, В.И. Мотивы поведения и деятельности В.И. Ковалев. - М.: Наука, 1988. -192 с.
13.Магомед-Эминов, М.Ш. Измерение мотивации достижения / М.Ш. Магомед-Эминов // Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: учеб.пособие. - М.: ВЛАДОС, 1995. - С. 202-206.
14.Мескон, М. Основы менеджмента. / Майкл Х. Мескон, Майкл Альберт, Франклин Хедоури; [перевод с англ.]. - 3-е изд. - Москва: Вильямс, 2008. - 665 с.
15.Методики для психологов. [Электронный ресурс] - 2012 - Режим доступа: // http://www.semestr.ru . - Дата доступа: 20.01.2012 .Морозов, Н.А. Психология менеджмента / Н.А. Морозов, Д.Н. Морозов. - Москва: Альтекс, 2004.- 8.-15 с.
16 .Никитин, Е.П. Феномен человеческого самоутверждения. / Е.П. Никитин, Н.Е. Харламенкова. - СПб.: Алетейя, 2000. - 218 с.
17.Никифоров, Г.С. Практикум по психологии профессиональной деятельности и менеджмента / Г.С. Никифоров, М.А. Дмитриева, В.М. Снеткова. - СПб.: СПбГУ, 2001. - 240 с.
18.Поздняков, В.П. Психология успешного предпринимательства: опыт исследования и практической работы / В.П. Поздняков. // Прикладная психология. - 1998. - №5. - С. 32-43
19.Прокофьева, Ж.В. Менеджмент / Ж.В. Прокофьева. - Москва: Знание, 2000. - 288 с. .Реан, А.А. Мотивация учения, поведения и выбора профессии. Социальная педагогическая психология. / А.А. Реан, Я.Л. Коломинский. - СПб.: Питер, 2000. - 54-75 с.
20.Романова, Е.С. 99 популярных профессий. Психологический анализ и профессиограммы / Е.С. Романова. - 2-е изд. - СПб.: Питер, 2003. - 464 с.
21.Романова, Е.С. Психологические основы профессиографии: практикум. / Е.С. Романова, Г. А. Суворова - Москва: МГПИ, 1990. - 142 с.
22.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб: Питер., 2000. - 720 с.
23. Сидоренко, Е.В. Методы математической обработки в психологии / Е.В. Сидоренко. - СПб.: Речь, 2001. - 350с.
24. Соломин, И.Л. Экспресс-диагностика персонала / И.Л. Соломин. - СПб.: Речь, 2008. - 2009 с. 23.Степанский, В.И. Влияние мотивации достижения успеха и избегания неудачи на регуляцию деятельности / В.И. Степанский // Вопр. психол. - 1981. - №6. - С. 59-74.
25.Файзуллаев А.А. Мотивационнаясаморегуляция личности. - Ташкент: Изд-во ФАН, 1987. - 134 с.
26 .Хекхаузен, Х. Мотивация и деятельность. В 2 т. / Х. Хекхаузен. / Пер. с нем. под ред. Б.М. Величковского. - М.: Педагогика, 1986. Т.1.- 408 с, Т.2. - 392 с.
27.Шадриков, В.Д. Психология деятельности и способности человека: Учеб.пособие для вузов / В. Д. Шадриков . - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва: Изд. корпорация "Логос" , 1996. - 319 с. 32. Якобсон П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. - М.: Просвещение, 1969. - 367 с.