Фрагмент для ознакомления
2
Постепенно переходим к тренировке речевого дыхания на материале фраз: небольшие чистоговорки, пословицы, поговорки, загадки, потешки, считалочки, короткие стихи, перечисление дней недели, времен года, названий месяцев, упражнения по наращиванию фразы.
Для тренировки правильного речевого дыхания, его силы и длительности необходимо учитывать следующие методические указания:
дыхательные упражнения должны быть организованы таким образом, чтобы ребёнок не фиксировал внимание на процессе вдоха и выдоха;
дыхательные упражнения организуются в виде игры, чтобы ребёнок мог непроизвольно сделать более глубокий вдох и более длительный выдох;
на одном выдохе произносить слитно не более 3–4 слов;
в распространённых предложениях между смысловыми отрезками делать остановку для добора воздуха, делать быстрое и незаметное пополнение израсходованного воздуха в процессе речи.
все динамические упражнения выполняются в следующей последовательности: руки из положения «в стороны» движутся вперёд, из положения «вверх» движутся вниз, наклоны корпуса вниз или в стороны.
3. Коррекционно – педагогическая работа по развитию речевого дыхания
Физиологическое дыхание детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста с речевыми нарушениями имеет свои особенности. Оно, как правило, поверхностное, используется неоптимальный тип наполнения легких, ритм его недостаточно устойчив, легко нарушается при физической или эмоциональной нагрузке. Объем легких у таких детей существенно ниже возрастной нормы.
Дети с нарушениями речи не могут производить длительного фонационного и речевого выдоха, что также свидетельствует о малом объеме легких. Если в онтогенезе речевое дыхание у детей без отклонений в развитии формируется спонтанно по мере становления речевой функции, то у детей с речевыми нарушениями оно развивается с большой задержкой и требует применения здоровьесберегающих логопедических технологий.
В процессе речевого высказывания у таких детей отмечаются задержки дыхания, дополнительные вдохи, иногда — судорожные сокращения мышц диафрагмы и грудной клетки. В целом детям с нарушениями речи характерна незрелость координаторных взаимоотношений между речевым дыханием и артикуляцией в процессе устной речи.
При фонетико-фонематическом недоразвитии речи речевое дыхание отстает в сроках своего развития от нормы, начинает формироваться лишь в
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Белякова Л. И., Гончарова Н. Н., Шишкова Т. Г. Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи. - М., 2005.
2. Волкова Г. А. Логопедическая ритмика - М., 2002.
3. Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи - М., 1961.
4. Дошкольная педагогика часть II/Под ред. Логинова Е. А., Саморуковой. - М. 1987.
5. Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников. - М., 1985.
6. Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Преодоление общего недоразвития речи. - М., 1990.
7. Зееман М. Расстройства речи в детском возрасте. - М., 1962.
8. Козлиянова И. П., Чарели Э.М. Речевой голос и его воспитание. - М., 1989.
9. Максаков А. И., Тумакова Г. А. Учите, играя. - М., 1983.
10. Патология речи / Под ред. Ляпидевского С.С. М., 1971.
11. Пиаже Ж. Речь и мышление ребёнка. - СПб., 1997.
12. Савкова З. В. Техника звучащего слова. – СПб., 1977
13. Нестерюк Т.В. Дыхательная и звуковая гимнастика. - М., издательство «Книголюб». 2007