Фрагмент для ознакомления
2
Тема 1 «Психология общения как наука»
Вариант 1
1.Дать пояснения, каким образом психология общения соотносится с каждой из перечисленных прикладных наук: риторика, стилистика.
Риторика — филологическая дисциплина, изучающая искусство речи, правила построения художественной речи, ораторское искусство, мировоззрение и красноречие. Поскольку риторика непосредственно связана с речью и взаимодействием с людьми посредством речи, психология общения помогает выстраивать речевое взаимодействие более эффективно, раскрывая и уточняя смежные понятия и нюансы процесса коммуникации.
Поскольку стилистика — филологическая дисциплина, раздел языкознания, изучающая неодинаковые для разных условий языкового общения принципы выбора и способы организации языковых единиц в единое смысловое и композиционное целое (текст), а также определяемые различиями в этих принципах и способах разновидности употребления языка (стили) и их систему, она помогает психологии общения выстраивать грамотный и уместный в конкретной ситуации коммуникационный процесс между людьми, учитывая особенности общения.
Тема 2 «Основные направления и проблемы психологии общения»
Вариант 1
1.Словарь: общение, психическая структура личности, индивидуальные особенности психики, нравственность, нормы морали.
Общение - процесс взаимодействия между людьми, состоящий в обмене между ними информацией познавательного или эмоционально-оценочного характера, в ходе которого возникают, проявляются и формируются межличностные отношения.
Психологическая структура личности - это целостная модель, система качеств и свойств, которая полно характеризует психологические особенности личности (человека, индивида).
Индивидуально-психологические особенности - своеобразные свойства психической активности личности, которые выражаются в темпераменте, характере, способностях, чувствах и эмоциях, а также проявление воли.
Нравственность - это общая тенденция вести себя таким образом, который соответствует моральному кодексу общества.
Нормы морали – это правила поведения людей в социуме, проистекающие из принятой в обществе в данный момент времени морали.
2.Письменно ответить на вопросы:
На какие моральные принципы общения между людьми указывали мыслители древности и Нового времени?
Морально-психологические свойства людей, которые характеризуют их в качестве субъектов общения, отмечаются в изречениях древнекитайского мыслителя Конфуция, а также и древнегреческих философов Платона, Сократа, Аристотеля и многих других, кроме того в высказываниях мыслителей следующих исторических эпох в Новое время: нидерландского философа Спинозы и английских философов Гоббса и Локка, французских просветителей Вольтера, Руссо, Гольбаха, Гельвеция и других.
Конфуций (551—479 до н. э.) обращал внимание нравственные качества человека, которые делают его полезным и приятным в общении, как чувство долга в отношении к другим людям, уважение их, особенно это относится к старшим по возрасту, полное выполнение установленных правил и норм поведения в обществе, что позволяет поддерживать гармонию и порядок в обществе.
Философ Древней Греции Сократ (469—399 до н. э.) обосновал учение о моральном сознании и нормах морали людей как основном факторе их межличностного общения. Он требовал по большей части логического обоснования различных положений этики, а их понимание рассматривал в качестве главного условия нравственного совершенствования человека.
Платон, ученик Сократа (427—347 до н. э.) считал, что общение между людьми должно выстраиваться на основании таких добродетелей, как справедливость, рассудительность, благочестие, соблюдение нравственных норм. Он акцентировал внимание на способах ведения беседы, отразил большое число тонкостей диалогов различных собеседников, продемонстрировал зависимость направленности мышления людей от характера и содержания их общения. Указывая на то, что душа разговаривает и размышляет сама с собой, Платон, ставит вопрос о внутренней речи. Это один из наиболее важных вопросов современной психологии, в том числе психологии общения. Также заслуживают внимания взгляды Платона относительно неосознанных и осознанных мотивов поведения людей, анализ которых очень актуален в условиях современности.
На большое количество психологических свойств личности указывал Аристотель (384—322 до н. э.). Он описывал человеческие способности в качестве функций души, рассуждал о характерных чертах психологии человека, его ассоциациях мышления, о целесообразном характере его деятельности и поведения.
Философ Нового времени нидерландец Бенедикт Спиноза (1632—1677) в своем труде под названием «Этика» отмечает роль индивидуальности человека, которая характеризует в первую очередь внутренний мир человека, который проявляется в тех или иных его психологических состояниях, так называемых аффектах. В качестве таковых выступают, в качестве примера, любовь, радость, гнев, ревность, сострадание, ненависть, побуждение к чему-либо и т.д. Вместе с этим Спиноза отмечал причинную обусловленность поведения человека объективной необходимостью, что, при этом, не снимает ответственности с человека за то, что он делает.
Джон Локк (1632—1704) и Томас Гоббс (1588—1679) пытались продемонстрировать, что мораль личности и общественная мораль взаимосвязаны и напрямую определяются обстоятельствами жизни людей, а также их интересами. Интересы людей определяют содержание и характер общения между ними. Данные идеи получили достаточно подробное обоснование в трудах многих французских просветителей XVIII в. Клода Адриана Гельвеция (1715— 1771) и Поля Анри Гольбаха (1723—1789). На обусловленность морали людей посредством их жизненного опыта указывал Вольтер (1694—1778), отмечая при этом, что в качестве критериев нравственности поступков выступает их полезность для общества.
Весьма актуальными в настоящее время являются высказывания Жан-Жака Руссо (1712— 1778) о роли естественных инстинктов и чувств человека в его поведении. Это же можно сказать об учении немецкого философа Иммануила Канта (1724—1804) о долге как о нравственном законе и основании нравственности.
Назовите основные положения «коллективной рефлексологии» В.М. Бехтерева.
Большой вклад в развитие психологии личности и межличностных отношений внес В. М. Бехтереве (1857–1927), исследовавший различные проявления индивидуальной и коллективной психики людей, достаточно широко опираясь на данные физиологии. В фундаментальном труде «Коллективная рефлексология» он представил очень подробную картину влияния социальной психики на отношения людей и поведение. Данной проблеме была также посвящена его ранняя работа «Роль внушения в общественной жизни».
Кроме методологических проблем коллективной рефлексологии, содержания этой науки, её метода и предмета В. М. Бехтерев исследовал достаточно широкий круг ее специальных проблем, в том числе: коллектив как собирательную личность; коллективное объединение; взаимовнушение и взаимоиндукцию как объединяющие факторы; язык как объединяющий фактор; развитие коллективных движений по типу сочетательных рефлексов; коллективные наследственно-органические рефлексы; коллективные мимико-соматические рефлексы и коллективное настроение; коллективное сосредоточение и коллективное наблюдение; коллективное творчество; коллективные действия согласованного характера. В. М. Бехтерев исходил из фундаментального положения о «безусловной закономерности сложных человеческих действий».
В «Коллективной рефлексологии» ученый также проанализировал ряд законов деятельности людей. Рассматривая коллектив в качестве «собрания отдельных, связанных между собою определенными интересами личностей», он пришел к выводу о том, что коллектив, представляющий собой нечто целое, выступает «в виде одной коллективной или собирательной личности». Поэтому «законы проявления деятельности коллектива суть та же, что и законы проявления деятельности отдельной личности».
Коллективные рефлексы, по мнению В. М. Бехтерева, проявляются в коллективных наблюдениях, коллективных инстинктах, коллективных эмоциях, коллективном сосредоточении и т.д. Раскрываются процессы взаимовнушения и взаимоподражания в коллективе, в общении людей друг с другом. При этом отмечается на их взаимоиндукцию, происходящую «посредством непосредственной передачи возбуждения центров одного индивида соответствующим центрам другого индивида». Речь в данном случае идёт об образовании своего рода психологического энергетического поля, в котором люди воспринимают друг друга и соответственно реагируют на те или иные явления.
Эти, как и многие другие положения учения В. М. Бехтерева способствуют более глубокому осмыслению содержания психологической стороны общения и деятельности людей.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Аминов, И.И. Психология делового общения: Учебное пособие / И.И. Аминов. - М.: ЮНИТИ, 2013. - 287c.
2. Андреева, Г. М. Социальная психология / Г.М. Андреева. - М.: Аспект пресс, 2014. - 368c.
3. Атватер И. Я Вас слушаю; Книга по Требованию - Москва, 2012. - 110 c.
1. Болотова, А.К. Социальные коммуникации. Психология общения: Учебник и практикум для академического бакалавриата / А.К. Болотова, Ю.М. Жуков, Л.А. Петровская. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 327c.
4. Бороздина, Г.В. Психология общения: Учебник и практикум для СПО / Г.В. Бороздина, Н.А. Кормнова. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 463c.
5. Ильин, Е.П. Психология общения и межличностных отношений / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2013. - 576c.
6. Коноваленко, М.Ю. Психология общения: Учебник / М.Ю. Коноваленко, В.А. Коноваленко. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 468c.
7. Корягина, Н.А. Психология общения: Учебник и практикум / Н.А. Корягина, Н.В. Антонова, С.В. Овсянникова. - Люберцы: Юрайт, 2015. - 440c.
8. Макеев, В.А. Психология делового общения. Имидж и нормы этикета / В.А. Макеев. - М.: КД Либроком, 2015. - 272c.
9. Руденко, А.М. Психология делового общения: Учебное пособие для бакалавров / А.М. Руденко. - М.: Дашков и К, 2014. - 264c.
10. Столяренко, Л.Д. Психология общения: Учебник / Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгин. - Рн/Д: Феникс, 2013. - 317c.
11. Шеламова, Г.М. Деловая культура и психология общения: Учебник для начального проф. образования / Г.М. Шеламова. - М.: ИЦ Академия, 2013. - 192c.
12. Шостром Э. Человек-манипулятор: Внутрен. путешествие от манипуляции к актуализации - М.: Апрель-Пресс : Изд-во Ин-та Психотерапии, 2004 (ГУП Смол. обл. тип. им. В.И. Смирнова). – 190с.