Фрагмент для ознакомления
2
Принципы организации и содержательного наполнения коррекционной работы в контексте специального образования. Психокоррекционная работа с различными субъектам образовательного пространства
Ключевые слова: специальная педагогика, коррекционная педагогика, коррекционная работа, психологическая коррекция.
В настоящее время в образовательном поле особое внимание приковано к обучению лиц с особыми образовательными потребностями. Увеличение которых с каждом годом обусловило развитие специального образования. В настоящее время специальное образование образовало большой и многообразный пласт в педагогике.
Общепринято, что под специальным образованием понимается теоретическое и практическое специальное или особое образование лиц, имеющих отклонения в физическом и психическом развитии. При этом лица, подлежащие специальному образованию, не могут обучаться на равнее с нормотипичными детьми и общепринятыми методами и средствами обучения.
Изучением и развитием специального образования занимаются и зарубежные и российские педагоги и психологи. Поэтому данное понятие имеет международное значение и подкреплено международными нормативными документами. Согласно некоторым из них, например, Всеобщей декларации прав человека, в которой значится, что «каждый человек имеет право на обучении (ст.1)».
Изучая принципы и методы специального образования, стоит отметить, что большая часть из них имеет общепринятых характер. Учитывая тот факт, что специальная педагогика входит в состав общей педагогики, в ней прослеживаются общепринятые термины и понятия. Однако все же, принимая во внимание, специфику специального образования, специальная педагогика имеет свой терминологически аппарат.
Объектом специальной педагогики является специальное образование лиц с особыми образовательными потребностями как социокультурный, педагогический феномен.
Субъектом изучения и педагогической помощи, оказываемой в системе специального образования, является человек с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности, имеющий вследствие этого особые образовательные потребности.
Предмет специальной педагогики – теория и практика специального образования, что включает в себя изучение особенностей развития и образования человека, имеющего ограниченные возможности жизнедеятельности, особенностей его становления и социализации как личности, а также использование этого знания для нахождения наилучших путей, средств, условий, которые обеспечат коррекцию физических или психических недостатков, компенсацию деятельности нарушенных органов и систем организма и образование такого человека в целях его социальной адаптации и интеграции в общество и обеспечения ему возможности максимально независимой жизни.
Как научное понятие коррекционная педагогика в современной педагогической науке обрела официальный статус совсем недавно. Основной целью коррекционной педагогики является выявление и преодоление (исправление) недостатков в развитии личности ребенка, помощь ему в успешном освоении картины мира и адекватной интеграции в социум.
Рассмотрим сущность понятия «коррекция».
Согласно Педагогической энциклопедии, под»коррекцией» понимается «исправление (частичное или полное) недостатков психического и физического развития у аномальных детей с помощью специальной системы педагогических приемов и мероприятий» []. При этом коррекционные мероприятии подразумевают полное воздействие на личность ребенка, а не только на корректируемых дефект. Так, коррекция сводится к педагогическому воздействию. Этому есть подтверждение и в специальном справочной литературе, в которой также «коррекция» носит педагогический характер, который характеризуется воздействием не только на исправление или преодоление отдельного недостатка, но и формирование общей личности.
Так мы может подытожить, что коррекционная работа – это планирование и осуществление специальных педагогических мероприятий, направленных на частичное или полное исправление присутствующего дефекта и развитие личности.
Объектом коррекционной работы является личность ребенка, имеющего незначительные отклонения в психофизиологическом развитии (сенсорно-двигательной, соматической, интеллектуально-речевой сферах) или отклонения в поведении, затрудняющие его адекватную социализацию и школьную адаптацию.
Предметом коррекционной работы служит процесс дифференцированного обучения, воспитания и развития детей с недостатками в развитии и отклонениями в поведении, определение наиболее результативных путей, способов и средств, направленных на своевременное выявление, предупреждение и преодоление отклонений в развитии и поведении у данных детей и подростков.
Определение направления и средств коррекционной работы является достаточно трудной задачей. Сложность обусловлено диагностируемым психофизиологическим недостатком ребенка.
Основная цель коррекционной работы усматривается в подготовке ребенка к активной социальной роли, успешная социализация и исполнение своей роли в обществе.
В этой связи коррекционная работа может выполнить несколько задач:
1. Определение природы и сущности недостатков в развитии и отклонений в поведении детей и подростков, выявления причин и условия их проявления;
2. Выявление ведущих тенденций коррекционной работы с детьми с недостатками в психофизиологическом развитии и девиациями в поведении;
3. Выявление ведущих тенденций в предупреждении и преодолении отклонений в развитии и поведении детей и подростков, этиологию (причинно-следственную обусловленность) психофизиологического развития и социально-педагогических условий жизнедеятельности ребенка.
4. Разработке технологий, совокупность методов, приемов и средств коррекционно-педагогического воздействия на личность ребенка с недостатками в развитии и отклонениями в поведении;
5. Проведение анализа общего и специального образования детей с недостатками в развитии и поведении в условиях массовой школы;
6. Определения цели, задачи и основные направления деятельности специальных, коррекционно-развивающих учреждений и центров социальной защиты и реабилитации детей и подростков;
7. Создания учебно-методической базы в подготовке учителя к коррекционно-педагогической работе с детьми и подростками с недостатками в психофизиологическом развитии и девиациями в поведении.
Термины «Специальная педагогика» и «Коррекционная педагогика» в настоящее время часто используются в научном и социальном контексте как синонимы для обозначения одной области педагогики. Становление коррекционной (специальной) педагогики происходило в рамках дефектологии - интегративной области научного знания, соединяющей клинико-физиологическое и психолого-педагогическое направления исследований процессов развития и обучения детей. Таким образом, генетические и исторические корни коррекционной (специальной) педагогики обусловили ее более тесную, по сравнению с другими областями общей педагогики, связь со смежными - медицинскими и психологическими - дисциплинами.
Коррекционная работа, по мнению автора, является основным фундаментом в специальном образовании. С ее помощью реализуется главная цель специального образования – это преодоление или исправление психофизиологического дефекта.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Артюхова Т.Ю. АПсихокоррекция и психотерапия: учеб. пособие / Т.Ю. Артюхова, Т.В. Шелкунова. – Красноярск: Сиб. федерал. ун-т, 2019. – 170 с.
2. Бурлачук Л. Ф. Основы психотерапии. – Москва : Алетейа, 1999. – 320 с.
3. Буякас Т. М. Проблема и психотехника самоопределения личности // Вопр. психол. – 2002. – № 2. – С. 28-39.
4. Валеев Г.Х. Методология и методы психолого-педагогических исследований: учеб. пособие для студентов. Стерлитамак: Стерлитамак. гос. пед. ин-т, 2002.134 с.
5. Елисеев О. П. Практикум по психологии личности. 3-е изд., перераб. – Санкт-Петербург : Питер, 2010. – 512 с.
6. Назарова Н.М. Специальная педагогика: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / 400 с., 2005 г.
7. Акимова, М. К. Психологическая коррекция умственного развития школьников / М. К. Акимова, В. Т. Козлова. — М. : Академия, 2000. — С. 16— 14.
8. Бурменская, Г. В. Возрастно-психологическое консультирование. Проблемы психического развития детей / Г. В. Бурменская, О. А. Карабанова, А. Г. Лидерс. — М. : Изд-во Минск. гос. ун-та, 1990. — С. 147—178.
9. Вачков, И. В. Введение в профессию «психолог» / И. В. Вачков, И. Б. Гриншпун, Н. С. Пряжников. — М. : Воронеж, 2002. — 464 с.
10. Венгер, А. Л. Психологическое консультирование и диагностика : практическое руководство. Ч. 2 / А. Л. Венгер. — М. : Генезис, 2001. — 128 с.
11. Григорович, Л. А. Введение в профессию «психолог» : учеб. пособие / Л. А. Григорович. — М. : Гардарики, 2004. — 192 с.
12. Детская практическая психология : учебник / под ред. проф. Т. Д. Марцинковской. — М. : Гардарики, 2001. — С. 9—10. Детский практический психолог / под ред. О. А. Шаграевой, С. А. Козловой. — М. : Академия, 2001. — 94 с.
13. Коркунов В.В., Лернер Д. Основные понятия и термины в специальном образовании // Понятийный аппарат педагогики и образования / Под ред. Е. В. Ткаченко. — Екатеринбург, 1995.— Вып. 1.
14. Леонтьев Д. А. Новые ориентиры понимания личности в психологии: от необходимого к возможному // Вопр. психол. – 2011. – № 1. – С. 3-27.
15. Мамайчук И. И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. – Санкт-Петербург : Речь, 2006. – 400 с.
16. Овчарова Р. В. Практическая психология образования. – Москва : Академия, 2005.
17. Осипова А. А. Общая психокоррекция. – Москва : ТЦ Сфера, 2005. – 512 с