Фрагмент для ознакомления
2
Задача 14
Введение
Таможенное дело представляет собой сложное многоуровневое и комплексное понятие,
связанное с внешней и внутренней политикой страны. В рамках государственной политики
таможенная служба России имеет разноцелевой характер, служит удовлетворению
многочисленных интересов и потребностей. Данное понятие объединяет широкий круг вопросов
политического, юридического, экономического, общественного и социального характеров,
затрагивающих внешнеэкономическую деятельность (ВЭД).
Таможенные органы Российской Федерации входят в состав единой системы органов
исполнительной власти, фактически это составная часть сил обеспечения безопасности и
правоохранительного механизма Российского государства, непосредственно осуществляющих
таможенное дело.
1.Обязанности таможенных органов и их осуществление
При исполнении должностных обязанностей должностные лица таможенных органов обязаны:
• соблюдать права и законные интересы граждан, участников (ВЭД), осуществляющих
деятельность в сфере таможенного дела;
• поддерживать уровень квалификации, необходимый для исполнения должностных
обязанностей;
• исполнять иные обязанности, установленные должностным регламентом в целях
исполнения возложенных на таможенные органы функций.
3
Обязанности таможенных органов предусмотрены Федеральным законом «О таможенном
регулировании в Российской Федерации». Они отражают три основных направления
деятельности:
1. Фискальное, т. е. наполнение доходной части федерального бюджета РФ.
2. Правоохранительное, т. е. противодействие контрабанде и пресечение незаконного
оборота запрещенных к ввозу, вывозу товаров.
3. Соблюдение таможенного законодательства.
В процессе таможенного контроля должностные лица таможенного органа обязаны:
1) соблюдать права и законные интересы проверяемого лица, не допускать причинение вреда
проверяемому лицу неправомерными решениями и действиями (бездействием);
2) использовать полученную информацию в соответствии с таможенным законодательством ЕАЭС;
3) обеспечивать сохранность документов, полученных и составленных при проведении
таможенной проверки, не разглашать их содержание без согласия проверяемого лица, за
исключением случаев, предусмотренных законодательством государств-членов;
4) соблюдать служебную этику;
5) информировать проверяемое лицо о его правах и обязанностях при проведении таможенной
проверки, назначении таможенной экспертизы, отборе проб и (или) образцов товаров, а также о
правах и обязанностях должностных лиц таможенного органа при проведении таможенной
проверки;
6) не нарушать установленный режим работы проверяемого лица в период проведения выездной
таможенной проверки;
7) представлять по требованию проверяемого лица необходимую информацию о положениях
настоящего Кодекса и законодательства государств-членов, касающихся порядка проведения
таможенной проверки;
8) предъявлять при проведении выездной таможенной проверки представителям проверяемого
лица решение (предписание) о проведении выездной таможенной проверки и свои служебные
удостоверения;
9) исполнять иные обязанности, предусмотренные законодательством государств-членов.
Под соблюдением таможенного законодательства подразумевается деятельность по соблюдению
мер таможенно-тарифного регулирования, запретов и ограничений в отношении товаров,
перемещаемых через таможенную границу, выявление контрафактной продукции, а также
оперативное и юридически корректное оформление перемещаемых товаров.
Вместе с тем практическая деятельность таможенных органов не исчерпывается исполнением
функций, вписывающихся в рамки трех перечисленных выше основных видов. Таможенным
органам вменяются в обязанность: подготовка и переподготовка кадров, организация и ведение
информационно-аналитической работы, статистико-отчетной деятельности и т. д. Эти
дополнительные виды деятельности носят вспомогательный характер и способствуют
достижению основных целей, поставленных государством при создании таможенной службы.
2.Права таможенных органов и их реализация
4
При проведении таможенного контроля должностные лица таможенного органа имеют право:
1) требовать от проверяемого лица и получать от него коммерческие, транспортные
(перевозочные) документы, документы бухгалтерского учета и отчетности, а также другую
информацию, в том числе на электронных носителях, относящуюся к проверяемым товарам,
включая информацию, касающуюся дальнейших сделок проверяемого лица в отношении этих
товаров;
2) требовать от проверяемого лица представления отчетности;
3) требовать от лиц, связанных с проверяемым лицом по сделкам (операциям) с товарами, в
отношении которых проводится таможенная проверка, представления копий документов и иной
информации по операциям и расчетам, проводимым с проверяемым лицом или с третьими
лицами, имеющими отношение к сделкам (операциям) с такими товарами;
4) требовать от банков, небанковских кредитных (кредитно-финансовых) организаций и
организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций, государств-членов и
получать от них документы и сведения о наличии и номерах банковских счетов организаций и
индивидуальных предпринимателей государств-членов, а также документы и сведения,
касающиеся движения денежных средств по счетам организаций и индивидуальных
предпринимателей, необходимые для проведения таможенной проверки, в том числе
содержащие банковскую тайну в соответствии с законодательством государств-членов;
5) запрашивать у государственных органов государств-членов и получать от них необходимые для
проведения таможенной проверки документы и сведения, в том числе составляющие
коммерческую, банковскую, налоговую и иную охраняемую законом тайну в соответствии с
законодательством государств-членов;
6) направлять запросы организациям, государственным и иным органам (организациям)
государств-членов и государств, не являющихся членами Союза, в связи с проведением
таможенной проверки;
7) назначать таможенную экспертизу;
8) осуществлять иные действия, предусмотренные законодательством государств-членов. [3]
В связи с развитием таможенного законодательства особую актуальность приобретает проблема
производства по делам об административных правонарушениях в сфере таможенного дела.
Отталкиваясь от используемого в таможенном контроле комплекса мер управления рисками,
допускается предполагать, что важным направлением в работе таможенных органов
представляется борьба с нарушениями таможенного законодательства, связанными с уклонением
от уплаты таможенных платежей. В связи с этим хотелось бы обратить особенное внимание на
проблематику, которая связана с административной ответственностью за недекларирование либо
недостоверное декларирование перемещаемых через таможенную границу товаров.
Таможенный кодекс ЕАЭС содержит в себе нормы, регламентирующие декларирование товаров
посредством применения одного из видов таможенных деклараций. В свою очередь, сами
правила декларирования закреплены во всевозможных нормативных актах, например,
соглашениях.
Заключение
Таможенные органы обладают правомочиями запрашивать любую необходимую документацию
по вопросам таможенной работы для осуществления таможенных операций и контроля и т.д.
5
Законодательство предусматривает, что таможенные органы в случаях, определяемых
законодательством Российской Федерации, должны предотвращать несанкционированный
доступ к данным, предупреждать возможность неблагоприятных результатов нарушения порядка
доступа к информации и выполнять непрерывный контроль за обеспечением степени
защищенности информации.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение № 1 к Договору о
Таможенном кодексе Евразийского экономического союза)
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_215315/
2. О таможенном регулировании в Российской Федерации: федер. закон № 311-ФЗ от
27.11.2010 (ред. от 28.12.2016). // «Российская газета», № 269, 29.11.2010.
3. О Федеральной таможенной службе: пост. Правительства Российской Федерации от
16.09.2013 № 809 (ред. от 12.06.2017) //Собрание законодательства РФ, 23.09.2013, № 38, ст. 4823
4. Огрина Г.В., Качалов П.Н., Баршова О.А. Государственная служба Российской Федерации.
Саранск : ЮрЭксПрактик, 2016. 60 с.
5. Чермянинов Д. В., Курмаев А. Э. О вопросах производства по делам об административных
правонарушениях в области таможенного дела // Российский юридический журнал. 2016. № 4. С.
139-145.