Фрагмент для ознакомления
2
Блок 4. Реформы и контрреформы 2-й пол. XIX в. и их роль в развитии российской государственности.
Объясните понятие «контрреформ» Александра III. Укажите их причины.
Введение
Политическая история русского самодержавия во 2-й половине XIX века, в годы «Великих реформ», в последние двадцать лет стабильно пользуется высоким вниманием в отечественной историографии. Кроме того, в исторической литературе значительно вырос интерес к изучению значимости личности в истории, к её значению в принятии и реализации политических решений и воздействию на жизнь государства, наметилась стабильная тенденция к глубокой проработке биографий государственных деятелей.
При достаточно хорошей изученности политической истории России времён царствований Александра II и Александра III и отдельных представителей бюрократической верхушки тех эпох, фигура и деятельность правителя Александра III в качестве преемника престола, его взаимоотношения с отцом изучены не достаточно и часто неверно трактуются в связи с дальнейшей политикой «контрреформ», проводимой Александром III.
Целью данной работы является рассмотрение контрреформ Александра III как условия сохранения самодержавия.
Задачи:
- описать особенности вступления на престол Александра III;
- изучить внутреннюю и внешнюю политику Александра III;
- рассмотреть основные контрреформы Александра III;
- подвести итоги контрреформам Александра III.
1 Внутренняя политика Александра III
Исторически внутриполитическая деятельность Александра III именуется «контрреформами». Считается, что Александр Александрович сознательно искоренял преобразования своего отца. Однако сам император считал себя «истинным представителем народа», как уже было сказано, предпочитал все по-русски, поэтому курс его правления превратился в патриотизм вне европеизма, и эти изменения коснулись всех сфер власти. В России, как и прежде, в соответствии с самодержавным государством и многовековыми традициями аристократия считалась опорой и гарантией нормальной жизни общества. Поэтому в основе внутренней политики лежало укрепление государства и поддержка дворянства [5, с. 131].
Александр III отстаивал экономические интересы страны. Проект улучшения и усиления включал такие меры, как государственный промышленный протекционизм, который защищал российскую промышленность от конкурентов из других стран и позволял ей конкурировать с более развитым Западом. Кроме того, был принят ряд мер для облегчения присутствия и улучшения условий жизни жителей села. Действительно, в декабре 1881 года произошло сокращение выплат крестьянам за землю, приобретенную во время крестьянской реформы. Позже был основан Крестьянский банк, который выдавал относительно дешевые ссуды на покупку земли. Также был открыт Дворянский банк для поддержки аристократии и, как следствие, дворянское земледелие. Благодаря деятельности Н.X. Бунге (1823–1895) была отменена подушная подать, который, по сути, был прямым налогом, не учитывающим разницу в имущественном положении плательщиков. Но при этом выросли косвенные налоги, что, конечно, сказалось на благосостоянии людей. У этих мер были и другие негативные последствия. Таким образом, политика защиты экономических интересов крестьян «защищала основу традиционного хозяйственного строя - крестьянскую общину системой сглаживания, при которой реализуется пакет законов с направленной на это судебной практикой».
Наряду с учреждением Крестьянского банка и выдачей займов политика Александра III способствовала еще одному значительному событию в обращении с крестьянами: началась процедура их надлежащего переселения на восточные окраины империи - Сибирь и Среднюю Азию.
Наконец, в России было создано Министерство сельского хозяйства для развития земледелия (21 марта 1894 г.). Это учреждение стало одним из важнейших источников национального благосостояния в стране. Таким образом, император предпринял для крестьян три основных меры: открытие Крестьянского банка, отмену подушной подати и санкционированное переселение на восток.
Появление в России постепенно формирующегося рабочего класса, включая крестьян, покидающих деревню, также требовало заботы правительства. Развитие промышленности, расширение фабрик и заводов требовали рабочих, но положение этих рабочих было тяжелым. Они были выкорчеваны, во всем зависели от своих хозяев и были лишены возможности защитить свой труд от эксплуатации. Эти обстоятельства вынудили правительство принять некоторые меры по защите и сохранению рабочего класса.
Новые законы запрещали использование детей в возрасте до двенадцати лет на фабричных работах, а женщин и несовершеннолетних - на ночных работах. По сравнению с мужчинами их рабочее время также было ограничено. Применялось страхование сотрудников от несчастных случаев. Таким образом, новые правила приема на работу гарантировали выполнение обязательств обеими сторонами: и работодателем, и наемным рабочим. Для контроля за соблюдением этих стандартов правительство создало специальную заводскую инспекцию [10, с. 142].
2 Политика контрреформ Александра III
2.1 Полицейская реформа
Для нашей страны рубеж XIX-XX вв. был переломным этапом, когда страна вступала в империалистическую стадию развития капитализма – это сопровождалось глубинными реформами в экономическом и политическом развитии социума. В 1917 году к власти пришли большевики, происходит кардинальная смена общественного устройства, которая придала специфику всем процессам, которые происходили в стране [3, с. 55].
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Нормативно-правовые акты:
1. Венская конвенция о праве международных договоров// https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/law_treaties.shtml
2. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)// http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/2c0a0829d49e2cd602772f82339934e740359951/
3. Федеральный закон от 04.03.1998 N 33-ФЗ «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», N 10, 09.03.1998, ст. 1146.;
4. Указ Президента РФ от 20.05.1993 N 718 (с изм. от 31.05.1993) "О созыве Конституционного совещания и завершении подготовки проекта Конституции Российской Федерации// Собрание актов Президента и Правительства РФ, 24.05.1993, N 21, ст. 1903.;
5. Указ Президента РФ от 01.10.1993 N 1557 (ред. от 04.02.1994) "Об утверждении уточненной редакции Положения о выборах депутатов Государственной Думы в 1993 году и внесении изменений и дополнений в Положение о федеральных органах власти на переходный период" // Собрание актов Президента и Правительства РФ, 11.10.1993.
2. Монографии, учебники, статьи:
6. Безруков А.В. Конституционное право России. Учебное пособие / А.В. Безруков. - М.: Юстицинформ, 2020. - 304 c.;
7. Искевич, И. С. Подготовка конституционной реформы Временным правительством // История государства и права. -2019. - № 2. - С. 28-31.
8. Ключевский В.О. Лекции по истории России / В.О. Ключевский. - М.: Юристъ, 2019. – 202с.;
9. Комкова Г.Н. Конституционное право Российской Федерации / Г.Н. Комкова, Е.В. Колесников, М.А. Кулушева. - М.: Юрайт, Юрайт, 2020. - 384 c.;
10. Крючкова Е.А. Конституция Российской Федерации в схемах. Учебно-методическое пособие / Е.А. Крючкова. - М.: Проспект, 2019. - 567 c.;
11. Коваленко А.И. Конституционное право Российской Федерации / А.И. Коваленко. - М.: Артания, 2019. – 132с.;
12. Конституционное право России. - М.: Юнити-Дана, 2020. - 672 c;
13. Павликов С.Г. Статус конституционных (уставных) и мировых судов на современном этапе развития российского государства / С.Г. Павликов. - М.: РГГУ, 2019. - 192 c.;
14. Попова А. В. Теория государства и права - Санкт-Петербург: ПИТЕР, 2020.