Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Речь ребенка формируется под влиянием на нее речи окружающих ребенка взрослых и определяется, прежде всего, речевой практикой, речевым окружением, воспитанием и обучением.
Речь – это не врожденная способность. Речь находит свое развитие с онтогенезе, то есть индивидуальном развитии организма от момента его зарождения до конца его жизни. Речь развивается параллельно с физическим и умственным развитием ребенка.
Речь – это показатель общего развития ребенка, прежде всего. То, как ребенок усваивает родной язык, строго закономерно и соответствует определенному количеству характеристик, которые присущи всем детям. Чтобы определить патологию речи, важно представлять, как развивалась речь ребенка в норме, понимать закономерности этого процесса и обстоятельства, которые определяют успешное протекание этого процесса [5, 95].
Кроме того, нужно четко представлять каждый этап речевого развития ребенка, каждый «качественный скачок», чтобы вовремя заметить те или иные отклонения в этом процессе.
Целью данной работы является рассмотрение темы развития речи у ребенка.
Задачи, поставленные нами:
1) Рассмотрение развития речи в младенческом возрасте;
2) Анализ специфики развития речи в дошкольном и школьном возрасте.
1 Коммуникативная функция речи: особенности развития в младенческом возрасте
1.1 Стадия новорождённого и развитие речи
У маленьких детей, общение, как правило, тесно связано с игрой, исследованием предметов и другими видами деятельности. Ребенок то занят своим партнером (взрослым, ровесником), то переключается на другие дела.
Исследования М.И. Лисиной свидетельствуют о том, что сразу после рождения ребенок никак не общается со взрослыми: он не отвечает на его обращения и, конечно, сам к нему не адресуется.
Стадия новорожденного длится до 2 месяцев. Характеристика стадии в том, что ребенок рождается уже с относительно высоко развитыми органами чувств, органами движения и нервной системой. Эти системы уже сформировались во внутриутробный период. У новорожденного присутствуют ощущение зрения, слуха, положения тела в пространстве, обоняние, кожные ощущения и ощущения вкуса, элементарные рефлексы [3, с. 306].
Нервная система на этом этапе уже практически полностью оформлена, с точки зрения анатомии. Но развитие коры еще продолжается в виде мелинизации нервных волокон двигательных и чувствительных зон коры.
В возрасте трех-четырех недель у ребенка начинается подготовка к переходу к следующей, более высокой стадии развития. В это время появляется своеобразная сложная реакция, выражающаяся в общем оживлении ребенка в присутствии человека. Эта реакция среди исследователей получила название «реакция оживления». Развитие этой реакции начинается с того, что в ответ на приближение говорящего человека ребенок начинает улыбаться и у него появляется общая положительная направленность, пока еще не дифференцируемая. То есть у ребенка начинают появляться первые признаки предметного восприятия.
Таким образом, основными характеристиками данной стадии являются: миелинизация нервных волокон; формирование простейших поведенческих актов и ориентировочных реакций; возникновение реакции «оживления».
1.2 Развитие речи в раннем младенческом возрасте (2-6 мес)
С 2 мес ребенок постепенно начинает оперировать предметами и у него формируется восприятие. Ребенок пытается схватить и ощупать предмет, одновременно фиксируясь на нем. Это связано с формированием зрительно-осязательных связей, которые находятся в основе восприятия предметов. Ребенок в этой фазе активно оперирует предметами, бурно развивается восприятие. Приблизительно с 6 месяцев ребенок уже начинает пытаться сидеть самостоятельно. Это обеспечивает ему дальнейшее развитие двигательной системы при доставании предметов.
Начинается узнавание людей и предметов. Развивается зрительная концентрация и зрительное ожидание. Таким образом, главной особенностью данной стадии является развитие действий с предметами и процессов предметного восприятия [6, с. 206].
В процессе общей жизни у ребенка с матерью возникает новый тип деятельности - непосредственное эмоциональное общение друг с другом. Специфическая особенность этого общения состоит в том, что его предмет - другой человек. Но если предмет деятельности другой человек, то эта деятельность и есть общение. Важно то, что предметом деятельности становится другой человек.
Общение в этот период должно быть положительно эмоционально окрашенным. В результате у ребенка создается эмоционально-положительный фон настроения, что служит признаком физического и психического здоровья. Источник психического и личностного развития лежит не внутри, а вне ребенка, в продуктах материальной и духовной культуры, которая раскрывается ребенку взрослым в процессе общения и специально организованной совместной деятельности. Вот почему начало психической жизни состоит в формировании у ребенка специфически человеческой потребности в общении. Основным ведущим типом деятельности в младенческом возрасте традиционно считается эмоциональное посредственное общение. В этот период устанавливается наиболее тесная связь ребенка с ухаживающими за ним взрослыми, взрослые выполняют важную функцию в любой ситуации, в которую попадает ребенок, связь эта на протяжении младенчества не ослабевает, в наоборот, усиливается и приобретает новые, более активные формы. С другой стороны, дефицит общения в младенческом возрасте оказывает отрицательное влияние па все последующее психическое развитие ребенка.
Одними из первых проявляются ответные реакции на голос матери. Далее развиваются голосовые реакции ребенка. Возникают первые призывы - попытки привлечь взрослого с помощью голоса, что свидетельствует о перестройке голосовых реакций в поведенческие акты. Примерно в пять месяцев происходит перелом в развитии ребенка. Он связан с возникновением акта хватания - первого организованного направленного действия. Акт хватания имеет чрезвычайное значение для психического развития ребенка. С ним связано возникновение предметного восприятия. К концу младенческого возраста ребенок начинает понимать первые слова, у взрослого появляется возможность управлять ориентировкой ребенка.
1.3 Развитие речи в позднем младенческом возрасте(6-14 мес)
В этой фазе ребенок начинает освоение новых действий. Это связывается с изменением его отношения к окружающему миру. В 7 месяцев у ребенка уже хорошо развиты ручные предметные движения. Ребенок может взять предмет в руку, поднести его ко рту, оттолкнуть предмет. В этом возрасте ребенок уже сам переворачивается с живота на спину, начинает ползать, приподнимается, пытаясь цепляться за окружающие предметы. Происходит укрепление костно-мышечной системы, увеличивается информационный поток из окружающей среды. Все это приводит к увеличению самостоятельности ребенка.
Деятельность младенца в этой фазе регулируется уже не восприятием конкретных предметов или их общности, а сложной комбинацией собственного действия в отношении предметов и действиями взрослого. У ребенка на этой фазе начинает формироваться первое осмысление предметов. В ходе установленного контакта с предметами ребенок начинает создавать процесса речи. Младенец все чаще отвечает действиями на слова взрослого. Позже у ребенка формируются жесты, которыми он обращается ко взрослому. Младенец чаще общается со взрослым звуками, которые отражают что-то объективное [11, с. 185].
Общение в этом возрасте становится формой организации предметной деятельности. Оно перестает быть деятельностью в собственном смысле слова, так как мотив перемещается от взрослого на предмет. Общение выступает как средство предметной деятельности, как орудие для овладения традиционными способами употребления предметов. Общение продолжает интенсивно развиваться и становиться речевым.
Развитие речи - это одно из ключевых направлений в развитии самостоятельной предметной деятельности. Таким образом, связь между словом и предметом или словом и действием возникает только при наличии потребности в общении, в системе деятельности ребенка, производимой помощью взрослого или совместно с ним.
1.4 Общение младенца со взрослыми
Первым объектом, который новорожденный выделяет из окружающей его действительности, является лицо человека. Мать чаще всего находится с ребенком в первые самые важные моменты удовлетворения его потребностей. Глаза ребенка впервые начинают реагировать на лицо матери.
Сосредотачиваясь на лице матери, у младенца формируется важное новообразование периода новорожденности – комплекс оживления. Он представляет собой эмоционально-положительную реакцию, которая сопровождается движениями и звуками. До этого момента движения ребенка, как правило, хаотичны и раскоординированы. В комплексе оживления формируется координация движений
Комплексом оживления является первый акт поведения, акт выделения взрослого. Комплекс оживления – это и первый акт общения. И это не просто вид реакции, а это попытка воздействовать на взрослого. Комплекс оживления представляет собой основной новообразование критического периода и знаменует собой окончание новорожденности и начало младенчества. Комплекс оживления – это критерий окончания кризиса новорожденности [13, с. 264].
Физиологическим критерием окончания новорожденности является появление зрительной и слуховой концентрации, возможности создания условных рефлексов на зрительные и слуховые раздражители. Медицинским критерием конца периода новорожденности является приобретение ребенком первоначального веса, с которым он рождается. Это говорит о том, что системы физиологии работают нормально.
Социальная ситуация неразрывного единства ребенка и взрослого содержит в себе противоречие: ребенок максимально нуждается во взрослом и, в то же время, не имеет специфических средств воздействия на него. Это противоречие решается на протяжении всего периода младенчества. Разрешение указанного противоречия приводит к разрушению социальной ситуации развития, которая его породила.
Создается непосредственное эмоциональное общение ребенка и матери. Согласно исследованиям Д. Б. Эльконина и М. И. Лисиной, специфика этого типа деятельности заключается в том, что предметом этой деятельности является другой человек. Общение такого типа в возрасте младенца является ярко выраженным. Со стороны взрослого ребенок становится предметом деятельности. Со стороны ребенка наблюдается формирование первых форм воздействия на взрослого. Например, голосовые реакции младенца приобретают характер эмоционально активного призыва, «хныкание» становится поведенческим актом, который нацелен на взрослое поведение человека. Это не речь, но это только эмоционально-выразительные реакции. Общение в период младенчества носит эмоциональный и положительный характер. У ребенка формируется положительный тонус в плане эмоций, что является критерием психического и физического здоровья.
Является ли общение ведущим типом деятельности в младенчестве? Дефицит общения в этот период крайне отрицательно сказывается на развитии психики ребенка. Например, после Второй Мировой Войны в психологию вошел термин «госпитализм», когда описывали развитие психики детей, которые потеряли родителей или оказались в больнице или детском доме [14, с. 680].
Огромное количество психологов, исследователей говорят о том, что отрыв ребенка от матери в первые годы жизни является причиной значительных нарушений в психическом развитии ребенка. Это накладывает отпечаток на всю жизнь ребенка. Например, Р. Спитц описывал многочисленные симптомы нарушения поведения детей и задержку психического и физического развития ребенка, которые воспитывались в детских учреждениях. Несмотря на то, что уход, питание в таких учреждениях были отличными, процент смертности в них был огромным. В обстоятельствах госпитализма страдает предречевое и речевое развитие. Отсутствие матери приводит к нарушению развития познавательных функций, сказывается на эмоциональном развитии ребенка. А. Джерсилд, говоря об эмоциональном развитии детей, отмечает, что способность ребенка любить окружающих тесно связана с тем, сколько любви он получал сам и в какой форме эта любовь выражалась [2]. Анна Фрейд исследовала детей-сирот во время войны, воспитывавшихся в детских домах и пришла к выводу, что в возрасте подростка они не могли избирательно подойти к общению со взрослыми и сверстниками. Многие подростки пытались устанавливать тесные детско-материнские отношения с кем-нибудь их взрослых, которые не соответствовали их возрасту. Они оставались детьми, в биологическом возрасте став взрослыми.
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1) Андреева Н. Г., Устная связная речь. Лексика. Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников Ч. 1, 2017.
2) Васильева Т., Повышение речевой культуры младших школьников // Учитель. — 2016. — № 1. — С. 28-35
3) Виноградова Н. А. Дошкольная педагогика: основы интерактивного взаимодействия детей и взрослых. — М.: Юрайт, 2020. — 510 с
4) Володина Н. В. Говорю красиво: для детей 6-7 лет. — М.: Эксмо, 2020. — 56 с.
5) Волков Б. С. Детская психология: от рождения до школы. — Санкт-Петербург: Питер: Питер Пресс, 2020. — 240 с.
6) Гамезо М. В. Возрастная и педагогическая психология. — М.: Педагогическое общество России, 2019. — 509 с.
7) Григорович Л.А., Марцинковская Т.Д. Педагогика и психология. — М.: Гардарики, 2019. - 480 с.
8) Коноваленко О. В., Развитие речи младших школьников // Начальная школа. — 2019. — № 4. — С. 40-45
9) Майерс Д. Психология / Пер. с англ. И.А. Карликов, В. А. Старовойтова; Худ. обл. М.В. Драко. - Мн.: Попурри, 2019. - 848 с.
10) Маклаков А.Г. Общая психология. - СПб., 2019. - 592 с.:ил. – 346 с.
11) Немов Р.С. Психология.. В 2 кн. Кн.1. Общие основы психологии. - М.: Просвещение: Владс, 2019. - 576 с.
12) Педагогика начального образования: учебник для вузов. — Санкт-Петербург: Питер, 2018.
13) Петровский АВ., Ярошевский М.Г. Теоретическая психология. - М.: Академия, 2019. - 496 с.
14) Рубинштейн СЛ. Основы общей психологии. - 4-е изд. - СПб.: Питер, 2019; - 720 с.
15) Гуськова А. А. Речевое развитие детей 6-7 лет на основе пересказа. — М.: ТЦ Сфера,. 2021. — 62 с.
16) Карабанова О. А. Возрастная психология. — М.: Айрис-пресс, 2021. — 239 с.
17) Лопухина И. С. Стихи и упражнения для развития ребенка. — Санкт-Петербург: Дельта, 2021. — 335 с.
18) Юртаев С. В., Содержание методической работы по развитию речи младших школьников // Начальная школа. — 2018. — № 8. — С. 43-50