Фрагмент для ознакомления
2
Раскройте содержание основных форм методической работы. Заполните таблицу.
Формы методической работы Содержание
Предметные методические объединения, единый методический день в ДОУ Наиболее распространенной формой методической работы в ДОУ является предметное методическое объединение воспитателей.
Содержание работы методических объединений многообразно. Они рассматривают вопросы по повышению уровня воспитательно-образовательной работы и качества знаний детей, организации обмена опытом, внедрения передового педагогического опыта и достижений педагогической науки, обсуждают инновационные направления в работе с детьми дошкольного возраста, планируют пути повышения качества основных направлений развития детей.
В методических объединениях обсуждают экспериментальные варианты рабочих образовательных программ, рассматривают результаты работы по ним. Члены методобъединений разрабатывают и апробируют обучающие и контролирующие компьютерные программы, оценивают их эффективность и результативность.
Содержание работы объединений включает проектирование проведения мониторинга, обсуждение результатов.
Работа методического объединения проводится по специальному плану, в котором дается общая характеристика педагогической деятельности воспитателей данного направления, качества воспитанников. В плане формируются цели и задачи на новый учебный год, определяются основные организационно-педагогические мероприятия (оформление группы, экспертиза дидактического материала, утверждение форм и сроков проведения мониторинга др.), определяются тематика и время проведения научно-методических докладов, открытых мероприятий.
Одной из эффективных форм методической работы является проведение единого методического дня в ДОУ, который проводится для всех педагогических работников и служит в определенной мере промежуточным подведением итогов методической работы. Темы единых методических дней заранее доводятся до сведения воспитателей. В канун проведения единого методического дня по необходимости выпускается специальный тематический педагогический бюллетень, оформляются выставки методических разработок, творческих работ воспитателей и детей, новой психолого-педагогической литературы.
Содержание работы единого методи-ческого дня включает: проведение открытых занятий, их развернутый анализ и обсуждение, обзор новой методической литературы, подведение итогов методического дня в форме заседания круглого стола или пресс-конференции с выступлениями отдельных воспитателей об итогах работы над методическими темами, выступлениями заведующей, старшего воспитателя с общей оценкой и анализом проведения единого методического дня.
Проблемные семинары и практикумы Проблемные семинары и практикумы – это одна из эффективных форм методической работы в детском саду, т.к. позволяют более глубоко и систематично изучить рассматриваемую проблему, подкрепить теоретический материал примерами из практики, показов отдельных приемов и способов работы, они ориентированы на обес¬печение единства теоретической и практической подготовки учи-теля.
Задачи: совершенствование профессиональ-ного мастерства педагогов в определенном виде деятельности; развитие творчества и фантазии педагогов; обсуждение различных точек зрения; создание проблемных ситуаций, которые позволят выработать единые позиции в решении проблемы; создание реально выполнимых рекомендаций.
Структура проведения формы методической работы:
- подготовительная работа (тематические выставки, просмотры открытых занятий и т.д.);
- организационный момент (психологические упражне- ния, элементы деловой игры и пр.) – целью является конкретизация проблемы;
- теоретическая часть – целью является теоретическое обоснование обсуждаемого (мультимедийная презентация и пр.);
- практическая работа (фронтально, в группах)– цель этого этапа распространение педагогического опыта, приобретение воспитателями новых умений;
- подведение итога мероприятия – итогом работы могут быть наглядные материалы (буклеты, памятки и пр.).
Проблемные семинары и практикумы стимулируют самообразовательную деятельность учи¬телей, вводят их в круг педагогических инноваций. Содержание работы проблемных семинаров может составить изучение совре¬менных педагогических теорий. Их обсуждение будет во многом способствовать самообразо¬вательной работе учителя.
Практические занятия в системе методической работы в послед¬ние годы приобретают все более активные формы: деловые, роле¬вые игры, игропрактикумы, организационно-деятельностные игры, различного рода тренинга. Бесспорное достоинство таких форм состоит в вариативности проигрываемых ситуаций, моделировании ситуаций, максимально приближенных к реальной практике, воз¬можности коллективного обсуждения и др.
Однако организаторы проведения таких практикумов сталкиваются с рядом трудностей: подбором руководителей для проведения игровых форм, негатив¬ным отношением части учителей к участию в таких занятиях, не-достаточным методическим обеспечением их проведения. Все это подчеркивает необходимость квалифицированного руководства организацией проблемных семинаров и практикумов.
Школы молодого воспитателя
Школа молодого воспитателя – это временное структурное подразделение методической службы ДОУ, осуществляющее повышение квалификации педагогов, имеющих стаж работы от 1 до 3 лет. Школа молодого воспи-
тателя организуется при наличии не менее трёх начинающих педагогов, в состав Школы вхо-дят молодые воспитатели,опытные воспитатели, специалисты.
Цель: Оказание помощи начинающим воспитателям в профессиональной адаптации, достижение успешного личностного и профессионального развития.
Задачи: Дать основы психолого–педа-гогических знаний, обучить навыкам само-образования; Предупреждать типичные ошибки и затруднения в организации занятий и совместной деятельности воспитателей с детьми; Обеспечить реализацию потребностей начинающих педагогов в повышении своей профессиональной квали-фикации, стимулировать развитие индивидуального стиля творческой деятельности.
Принципы: гуманизации педагогического процесса, соответствия содержания программы современным требованиям дошкольного образования и воспитания; систематизации, научности, доступности изучаемого материала; Принцип дифференцированного подхода к воспитателям с учѐтом уровня их профессиональной подготовки.
Направления работы:
- Организация учебно – воспитательного процесса с детьми дошкольного возраста на основе психолого – педагогических знаний;
- Знакомство педагогов с методическими приѐмами, технологиями; Работа с детьми и родителями, овладение коммуникативной культурой;
- Знакомство с основами делопроизводства при организации учебно – воспитательного процесса.
Ожидаемые результаты:
1. Психолого – педагогическая адаптация молодых педагогов, успешное вхождение их в новый коллектив, овладение коммуникативной культурой в общении с воспитателями, детьми, родителями.
2. Овладение воспитателями методами и приѐмами сопровождения детей с учѐтом возрастных и индивидуальных особенностей своих воспитанников.
3. Овладение приѐмами для создания собственных методических разработок, использование современных технических средств обучения. Рост профессиональной компетентности молодых педагогов.