Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Дошкольное детство как период в человеческой жизни играет исключительную роль в формировании не только отдельной личности, но всего человечества в целом. Заложенные в дошкольном детстве образовательные, мировоззренческие, нравственные, культурные и физические приоритеты определяют жизненный путь поколений, воздействуют на развитие и состояние всей цивилизации. Сейчас необходимо как можно больше внимания уделять становлению внутреннего мира ребенка, воспитанию в нем созидательного начала.
Ценностью особого рода в этом деле является чтение, так как в процессе чтения ребёнок не только познает прошлое, настоящее и будущее мира, но и учится думать, анализировать, развивается творчески. Чтение развивает нравственные качества дошкольника, развивает душу, учит его сострадать, быть милосердным, чувствовать чужую боль и радоваться чужому успеху. Чтение — это импульс к творческому озарению, к созданию нового художественного творения.
Человек читающий умеет пользоваться информацией и исследовать ее.
Особое место в дошкольных учреждениях занимает ознакомление детей с художественной литературой как искусством и средством развития интеллекта, речи, позитивного отношения к миру.
При восприятии литературного произведения малыши, прежде всего, обращают внимание на героев, их интересуют внешность персонажа, его действия, поступки. Младшие дошкольники переживают все, что происходит с героем: бурно радуются победе положительного персонажа, благополучному исходу событий, торжеству добра над злом.
Характерной особенностью детей от 2 до 5 лет является необычайная тяга к ритмически организованному складу речи, звучным ритмам и рифмам, выразительной интонации. Дети любят слушать и читать стихи, явно предпочитая их прозе. В целях нравственного воспитания, безусловно, помогают произведения классиков художественной литературы: К. Чуковского, А. Барто, Т. Осеевой, Д. Хармса и многих других. Среди них особое место занимают произведения Самуила Яковлевича Маршака.
Актуальность данной работы основывается на том, что изучение лирики в дошкольном возрасте является одним из способов гармонично развить ребёнка.
Цель работы: исследовать стихотворение С.Я. Маршака «Где обедал воробей»
Задачи:
1. Рассмотреть стилистические особенности стихотворения
2. Изучить звуковую структуру, ритмику и строфику
3. Разработать речевую партитуру стихотворения
Вопрос № 1
Самуил Яковлевич Маршак показал, что стихами можно рисовать цветные картинки мира, рассказывать занимательные и поучительные истории и сказки, можно отлично высмеять врага и можно вызвать в человеке интерес, раздумье, сочувствие к несчастью, научить мечтать о будущем, весело и с толком работать, познавать окружающий мир. Произведения С. Я. Маршака не только понятны и интересны детям, они дидактичны своим содержанием. Какой только темы не охватили они: азбука и счет, дикие и домашние животные, почта, транспорт, пожарная часть, цирк, школа, библиотека, профессии и ремесла, временные понятия, нравственное и патриотическое воспитание.
Писатель всегда выступал как защитник детства. В ранних корреспонденциях из Лондона Маршак пишет о новых детских выставках, о трагическом положении детей в Англии, о детях-посетителях первого кинематографа. Но непосредственное участие в судьбах детей началось после возвращения Маршака на родину летом 1914 года. Работа с детьми в Воронеже, а затем в Краснодаре заложила педагогические и художественные основы творчества поэта для детей. Общаясь с детьми, молодой писатель, сам того не сознавая, учился понимать особенности детской психики, вслушивался в детскую речь, видел, что радует или огорчает ребенка. Наблюдения за детскими коллективами в Англии и главным образом на родине обогатили Маршака-педагога. У него родилось чувство читательской аудитории, которое приходит далеко не сразу и не ко всем.
Итак, богатая школа литературного опыта и знание детей, соединившись, сделали возможным появление Маршака - поэта для детей.
Стихотворение «Где обедал, воробей?» впервые было напечатано в № 12 журнала «Чиж» в 1934 году под названием «Воробей в Зоопарке». В первой редакции стихотворение состояло из восьми строк. Не было последних двух строчек: Погостил у носорога, /отрубей поел немного и строчек Пообедал я сперва / за решёткою у льва, а заканчивалось стихотворение строчками А мохнатый рыжий львенок / Чуть не съел меня спросонок.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Детская литература [Текст]: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности "Педагогика и методика начального образования" и направлению подготовки "Педагогика" / И. Н. Арзамасцева, С. А. Николаева. - 7-е изд., стер. - Москва: Изд. центр "Академия", 2011. – 574
2. Шилин, Владимир Владимирович. Словарь литературоведческих терминов [Текст] / Шилин В. В. - Москва: Канон-Плюс, 2019. - 678 с.
3. Хамидова, М. О. Специфические особенности детской литературы для дошкольного и младшего школьного возраста / М. О. Хамидова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 9 (247). — С. 207-209. — URL: https://moluch.ru/archive/247/56941/ (дата обращения: 13.08.2022).
4. Чуковский, К.И. Тринадцать заповедей для детских поэтов / К. Чуковский // Детские чтения: журнал. - 2020. - № 2 (018), С. 27-38. - [12] с.