Фрагмент для ознакомления
2
Под подходом к обучению понимается исходная концептуальная позиция, на основании которой исследователь рассматривает свои положения . Подходом является методологическая база в каждой конкретной сфере знания, точка зрения на направление исследования.
В данной работе рассмотрим существующие подходы к формулировке целей обучения иностранным языкам и примеры учебных комплексов, опирающиеся на разные подходы и цели.
Выделим 4 подхода в обучении иностранным языкам:
1) Личностно-ориентированный;
2) Коммуникативный;
3) Компетентностный;
4) Социокультурный.
Цель обучения иностранным языкам, согласно личностно-ориентированному подходу – направленность на личность ученика. В центре обучения – способности, склонности ученика, активная творческая составляющая, максимальное погружение в языковую среду. Данный подход к обучению реализуется в учебных программах аналитического типа. Это также метод «тихого обучения» (The silent way), метод «общины» (Сommunity language learning).
Цель обучения иностранным языкам, согласно коммуникативному подходу – преодоление психологического барьера между учителем и учеником, максимальное использование творческих заданий и игр. Примерами учебных комплексов в таком подходе являются:
1) коммуникативный метод Пассова,
2) коммуникативно-когнитивный метод Шатилова,
3) метод коммуникативных заданий (Task-based learning).
Цель обучения иностранным языкам, согласно компетентностному подходу – формирование ключевых компетенций учеников, освоение умений и навыков, благодаря которым ученик учится определять цели, а после – принимать решения в различных ситуациях. Компетенция обозначает интегрированные характеристики уровня подготовки выпускника, потому как тесты на знание предмета и дипломы не гарантируют его успешности в профессии .
Компетентностно-ориентированный подход позволяет перейти в профессиональном образовании от его направленности на воспроизводство знаний к их реализации и структурированию, чтобы направить деятельность на разнообразие жизненных ситуаций .
Компетенции можно развивать различными методами: проблемным обучением, во внеурочной деятельности, методом проектов, методом дебатов, при помощи игр, проблемных дискуссиях, в парах и группах, при помощи мультимедиа.
Дифференцируют следующие формы проблемного обучения:
1) Познавательный материал дается в виде лекции, монолога, диалога (семинар). Педагог ставит перед учениками проблемные вопросы, задачи.
2) При выполнении опытов, лабораторных работ, на семинарах реализуется частично-поисковая деятельность. Педагог выстраивает проблемные вопросы так, чтобы ученики могли дать ответ, основываясь на своей системе знаний, при этом находя новые знания. В вопросах должны быть определенные сложности, способствующие мыслительной работе учеников.
3) Когда ученики автономно формулируют проблему и ее решают в проектах, решении задач, то учитель контролирует данный процесс – это и есть самостоятельная исследовательская деятельность.
Фрагмент для ознакомления
3
Библиографический список
1) Бельский В. Ю., Реализация компетентностного подхода: философско-методологические основания // Вопросы философии. — 2020. — № 10. — С. 210-220
2) Введенский В. Н., Ключевые проблемы перехода от знаниевого к компетентностному подходу // Alma mater: Вестник высшей школы. — 2019. — № 5. — С. 44-49
3) Выбор методов обучения в средней школе [Текст] / [А. Н. Алексюк, Ю. К. Бабанский, В. Ф. Харьковская]; под ред. [и с предисл.] Ю. К. Бабанского. - Москва : Педагогика, 1981.
4) Грищук А. В., Понятие культурных ценностей с философской точки зрения // Alma mater: Вестник высшей школы. — 2021. — № 3. — С. 105-110
5) Зверев В. А., Элементы проблемного обучения при проведении демонстрационного эксперимента по физике // Физика в школе. — 2021. — № 5. — С. 52-60
6) Хамраева Е.А., Семина А.И. Подходы к обучению иностранному языку в профессиональной и академической среде // Вестник Российского нового университета. Серия: Человек в современном мире. 2019. № 2. С. 100-105