Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Исследования показывают, что за семьдесят лет число младших школьников, испытывающих трудности в обучении, возросло с 8,7% до 70% и продолжает расти. Типичные проявления - бедность словарного запаса, неумение правильно пересказать текст и построить предложение, множество ошибок при письменном изложении. При этом дети тратят на выполнение домашних заданий необоснованно много времени и сил. В результате у них практически не остается свободного личного времени, накапливается эмоциональная и физическая усталость. Причины - несформированность внимания и тонкой моторики, отсутствие навыков чтения и самостоятельности действий. Следствие - отвращение к учебе уже в начальной школе.
Именно таким детям необходимо давать классные и домашние заданий в форме, которая активизирует отделы мозга, отвечающие за автоматические навыки чтения и письма. Учитывая вышеизложенные факты, можно говорить об актуальности темы, выбранной для рассмотрения в реферате.
В начальной школе некоторые родители с удивлением узнают, что у их ребенка наблюдается специфическая проблема - дисграфия: ребенок не может написать без ошибок практически ни одного слова, при этом, казалось бы, он полностью развит и нет проблем с интеллектуальным развитием.
Важность овладения учащимися грамотным письменным языком обусловлена, прежде всего, тем, что письмо является одним из средств общения, интеллектуального развития и способом изучения практически всех учебных предметов.
Дисграфия имеет определенно выраженную симптоматику, но точный диагноз может поставить только специалист, чаще всего, логопед. Дисграфия не проходит сама и препятствует дальнейшему обучению ребенка: без устранения проблемы овладение школьной программой даже на базовом уровне будет практически невозможным.
Этиология нарушений письма
В современной литературе содержание понятия нарушений письма или «дисграфия» определяется по-разному. В качестве примера, Р. И. Лалаева дает следующее определение: дисграфия представляет собой частичное нарушение процесса письма, которое проявляется в повторяющихся, устойчивых, ошибках, непосредственно обусловленных несформированностью высших психических функций, которые принимают участие в процессе письма [5].
И. Н. Садовникова дисграфию определяет в качестве частичного расстройство письма, главным симптомом которого выступает наличие устойчивых специфических ошибок. Формирование такого рода ошибок у учеников общеобразовательной школы напрямую не связано ни с выраженными нарушениями зрения и слуха, ни со снижением интеллектуального развития, ни с нерегулярностью обучения [4].
А. Н. Корнев дисграфией называет стойкую неспособность овладеть по правилам графики навыками письма (руководствуясь фонетическим принципом письма) несмотря на достаточный уровень речевого и интеллектуального развития и отсутствие грубых нарушений слуха и зрения [4].
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Визель Т.Г. Нарушения чтения и письма у детей дошкольного и младшего школьного возраста: учеб -метод. пособие /Т.Г. Визель. - М.: АСТ: Астрель: Транзиткнига, 2015. - 227с.
2. Воронова Л.С. Нарушение письма у детей. Методические рекомендации. - СПб.: Издательство «Образование», 2014. - 286с.
3. Зегебарт, Г. М. Коррекция дисграфии / Г.М. Зегебарт. - М.: Генезис, 2012. - 320c.
4. Корнев А.Н., Нарушения чтения и письма у детей. -- СПб.: Речь, 2013. -- 286 с.
5. Лалаева Р.И., Нарушения письменной речи / Логопедия. Под ред. Л.С. Волковой. - М.: «Просвещение», 2019 - 346-383с.
6. Левина Р.Е., Нарушение чтения и письма у детей. //Хрестоматия по логопедии. - М.: Владос, 2011 - 423с.
7. Логинова Е.А., Нарушения письма. Особенности их проявления и коррекции у младших школьников с задержкой психического развития: Учебное пособие. / Под ред. Л.С. Волковой. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014 - 208с.
8. Лурия А.Р. Письмо и речь: Нейролингвистические исследования. - М., 2012. - 375с.
9. Парамонова Л.Г., Предупреждение и устранение дисграфий у детей /Л.Г. Парамонова- СПб.: Издательство «Союз», 2014- 240с.
10. Садовникова И.Н., Дисграфия, дислексия: технология преодоления - М.: Парадигма, 2012. - 279с.