Фрагмент для ознакомления
2
Теоретическая часть
Согласно Я-концепции структура самосознания состоит из трех компонентов: когнитивного,
аффективного и поведенческого, которые несмотря на независимую логику развития, в своем
функционировании обнаруживают взаимосвязь.
Каждый из элементов «Я-концепции» может существовать в трех модальностях [6]:
1) «Я-реальное» - представление индивида, какой он есть на самом деле;
2) «Я-зеркальное» (социальное) – представление индивида о том, как его видят другие люди;
3) «Я – идеальное» - представление индивида о том, каким бы он хотел быть.
«Я-концепция» играет троякую роль: способствует достижению внутренней согласованности
личности, определяет интерпретацию опыта и является источником ожиданий. «Я-концепция»
имеет не только индивидуальные различия, но и изменяется в различные моменты жизни
человека.
Разработка «Я-концепции» принадлежит многим ученым: У. Джемсу, З. Фрейду, А. Адлеру, Э.
Эриксону, К. Роджерсу, Ж. Пиаже и другим.
Общество Ж. Пиаже рассматривается таким, как оно выступает для ребенка, то есть как сумму
социальных отношений, среди которых можно выделить два крайних типа: отношения
принуждения и отношения кооперации. Отношения принуждения навязывают ребенку систему
правил обязательного характера, если они опираются на принуждение, не приводят к осознанию
ребенком своей субъективности. Для того чтобы осознать свое «Я», необходимо освободиться от
принуждения, необходимо взаимодействие мнений.
2
Развитие рассматривается Ж. Пиаже как эволюция, управляемая потребностью в равновесии.
Равновесие в статическом, уже осуществленном виде представляет собой адаптацию,
приспособление.
Л.С. Выготский разработал учение о возрасте как единице анализа детского развития. Он
предложил свое понимание хода, условий, источника, формы, специфики и движущих сил
психического развития ребенка; описал эпохи, стадии и фазы детского развития, а также переходы
между ними в ходе онтогенеза; он выявил и сформулировал основные законы психического
развития ребенка [3].
В процессе социализации ребенок не прямо подражает взрослым, точно запечатлевая их слова,
действия, поступки, а организует свое собственное поведение по тому социальному образцу,
который освоил во взаимодействии с взрослыми, как выражается Л.С. Выготский, через
«сотрудничество сознаний». Это он считает и есть применение социального отношения к себе,
перенос социальной формы поведения в свою собственную психическую организацию.
В психологии известно, что «Я-концепция» является основой целостности, гармоничности и
устойчивости личности, обеспечивающей точку равновесия внутреннего мира. Становление «Яконцепции» как центра внутреннего мира личности происходит в детском и подростковом
возрасте. Известно, что развитие «Я» происходит в ходе идентификации, в принятии ребенком
социальной роли значимого лица на основе установившейся с ним эмоциональной связи, а также
включения в свой внутренний мир и принятие, как собственных, норм, ценностей и образцов. Это
– отождествление себя с референтной группой, принятие взглядов, установок и поведения этой
группы. Процесс идентификации имеет свою последовательность и этапность, на каждом из
возрастных этапов имеется своя референтная группа, свои значимые «другие» [6].
В имеющейся литературе психологи обозначают как значимые «другие» для ребенка младшего
школьного возраста – учителя как носителя социальных образцов, для подростка – сверстников,
для юношей характерна позиция «Я сам».
Референтную группу в возрастных группах детей можно представить следующим образом [6]:
1) 7-10 лет: Я-другой: семья + учитель;
2) 11-13 лет: Я-другой: сверстник;
3) 14-17 лет: Я-другой: Я-сам + люди, достигшие успеха.
Семья для ребенка 7-10 лет является источником норм поведения, социальных установок и
ценностных ориентаций, с помощью которых ребенок может оценить себя и других. Базовой
потребностью личности в этом возрастном периоде является потребность в признании и
самоопределении. В этот период «ребенок погружен в поле семейной идентификации», поэтому
родители, родственники, принадлежащий им мир вещей, семейные традиции, стиль
взаимоотношений в детстве воспринимается как данность.
В случае неадекватного поведения ближайшего к ребенку социального окружения, в первую
очередь семьи, происходит давление социальной среды на личность, что ведет к нарушению «Яконцепции». В связи с этим неадекватное поведение членов референтной группы мы относим к
числу неблагоприятных психологических факторов развития ребенка в младшем школьном
возрасте.
3
Выводы
В работе рассматривается проблема исторического становление «Я-концепции». Нами
рассмотрен вклад ряда отечественных и зарубежных ученых-психологов в ее развитие.
Развитие «Я-концепции» в онтогенезе подтверждает точку зрения Б.Г. Ананьева на реальность
возрастного, онтогенетического, опосредования личностного развития: «Становление человека
как личности связано с относительно высоким уровнем нервно-психического развития, что
является необходимым внутренним условием этого становления».
Каждый этап онтогенетического развития характеризуется рядом уникальных новообразований.
При работе с ребенком разных возрастов педагог-психолог обязан учитывать его возрастные
особенности, чтобы воздействие было максимально эффективным и правильным.
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1) Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - Л., 1968.
2) Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. – М., 2008.
3) Выготский Л.С. Психология. - М., 2000.
4) Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. - М.,
1991.
5) Кон И.С. Психология ранней юности. - М., 1989.
6) Палачева Т.И., Жиляев А.Г. Формирование «Я – концепции» в детском, подростковом и
юношеском возрастах // Молодой ученый. — 2010. — №1-2. Т. 2. — С. 208-215. — [Электронный
ресурс] – Режим доступа: https://moluch.ru/archive/13/1073/
7) Эриксон Э. Детство и общество. - М., 1996.