Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Вопрос о развитии интегративной школы права в Российской университетской системе сегодня является интересным и значимым. Однако, многим «обывателям» не всегда возможно объяснить саму суть подхода. Актуальность, таким образом вытекает из необходимости современной юридической науки в частности, и комплексу социальных наук в целом, использования и интеграции в научную сферу России интегративной школы права.
Собственно, именно проблема интегративного понимания права сегодня является одной из интереснейших проблематик для отечественной юриспруденции. Исследователи либо поддерживают её с радостью, либо в полной мере отрицают.
Объектом данного реферата является интегративная школа права, как концепция интегративной модели права.
Предметом развитие интегративной школы права на базе Российского государственного университета правосудия.
Целью реферата служит описание развития интегративной школы права в Российском государственном университете правосудия. Цель определяет следующие задачи:
• Объяснить саму концепцию интегративного понимания права
• Раскрыть особенности развития интегративной школы права в системе юридического образования России
• Отразить использование данной системы в Российском государственном университете правосудия.
В реферате будут отражены задачи, в виде разделов. Реферат включает в себя введение, основную часть из трех разделов, заключения и списка литературы.
Основная часть. Концепция интегративного правопонимания: история создания, основные особенности
Российские юристы-правоведы на протяжении многих лет вели дискуссию о вопросах, связанных с природой и сущностью права взаимной критики позитивистской, психологической, социологической теории права, философии права и теории естественного права пришли к компромиссному выводу о том, что плодотворное решение исследуемых проблем может быть найдено на путях интегративного подхода в правопонимании. Именно этот подход позволяет исследовать и воспринимать право, как единое и всеобъемлющее явление.
Итак, что же такое интегративный подход в праве? Он представляет собой единое, комплексное, системной использование методологических средств познания, а именно – аксиологического, деятельностного, личностного, инструментального и других, отображающих в своем единстве многоаспектное видение права: формирование юридически должного, или принципов и предписаний права и их признание государством; восприятие этих принципов и предписаний адресатами и воплощение в предметно-практической правомерной деятельности. Это способ познания права представлен в единстве его принципов (правовых идей), норм (правовых установлений) и фактических правомерных действий, и отношений. И, таки образом, право становится правовой идеей, выраженной в законе, воспринятой правосознанием и реализованной в фактической правомерной деятельности. Так, интегративный подход объединят в себе совокупность однопорядковых методологических инструментов познания, синтезированных специально-юридическими, мировоззренческими и социологическими подходами.
В целом, интегративный подход является многоуровневым понятием, включающем в себя различные стороны и отрасли научного знания, как философии, так и юриспруденции. Именно это и является большим преимуществом этого подхода – он становится неким объединяющим механизмом различных характеристик права, изучаемыми ранее различными подходами.
Для наиболее полного понимания интегративной модели необходимо обозначить основную терминологию, которой апеллируют в юридической науке. Итак, правопонимание – это сквозная и цементирующая методологическая категория, занимающая центральное место среди проблем общей теории права. В связи с этим С. Н. Кожевников указывал: «От того, как понимается право, каково его общее понятие и определение, в конечном счете, зависит решение всех других проблем и вопросов, входящих в предмет теории права».
Правопонимание необходимо рассматривать в качестве методологического инструмента познания права, который основан на устойчивых мировоззренческих установках исследователя и направлен на обнаружение сущностных характеристик права.
Под правопониманием необходимо понимать профессиональную научную категорию, широко применяемую в теоретической юриспруденции и указывающую как на сознательно-волевой мыслительный процесс, так и на творческий результат целенаправленной абстрактно-логической деятельности субъекта познания, зависящую от объектно-субъектных характеристик, представленных правом и человеческим сознанием, преследующую цель – получение достоверного знания о праве и раскрытие его сущности.
Интегративное правопонимание представляет собой одно из направлений исследования права и типа правопонимания, отличающееся своими особенностями и закономерностями.
Точкой начала использования понятия «интегративное правопонимание» необходимо считать 1947 г.: именно в это время американский профессор Джером Холл предложил это понятие, в котором рассматривал право через объединение позитивного права с юснатуралистическими идеями.
Интегративное правопонимание с момента его первого научного упоминания до современного периода как в отечественной, так и в зарубежной юридической науке значительно развилось, модифицировалось и приобрело немало идейных сторонников при неизменной определяющей сущности понимания права, основанной на объединении идей юснатурализма с позитивизмом.
Следует обратить особое внимание на тот факт, что социальное действие права является центральным элементом изучения в западной юридической науке. С гуманистически-социологической точки зрения позитивное право является своеобразным видом социальной реальности. Это определенное поведение, которое представляет собой слияние правовых идей (норм) с фактами и ценностями.
Социальная реальность права рассматривается как субстрат, из которого извлекаются многие положительные законы государства. Таким образом, определение позитивного права с точки зрения некоего характерного поведения представляет собой синтез характеристик, на которых сделан акцент в доминирующих правовых теориях, а именно: идеях (концепциях, правилах), ценностях и фактах. Многие из законов государства являются логическими продолжениями норм, полученных из законов социальной реальности.
Следует обратить особое внимание на то, что интегративный подход несмотря на то, что он характеризуется неоднородностью, выгодно отличается стремлением к применению междисциплинарного (трансдисциплинарного) подхода. Родоначальник трансдисциплинарного подхода Ж. Пиаже отмечал, что необходимо ожидать более высокого этапа – трансдисциплинарного, который не ограничится трансдисциплинарными отношениями, а разместит эти отношения внутри глобальной системы, без строгих границ между дисциплинами.
Социальная ценность права состоит в его способности брать под свою защиту истинные ценности общества, способные обеспечить его воспроизводство, безопасность и поступательное развитие (для внутригосударственного права), а для международного права – это истинные ценности, способные обеспечить международный мир и безопасность, создать равные условия для уважения интересов всех субъектов международного общения, их суверенитета, традиций, культуры и национальных особенностей.
Интегративный подход в правопонимании следует рассматривать в качестве научно обоснованного, актуального и своевременного типа правового мышления, который имеет очевидные преимущества по сравнению с традиционными подходами в понимании права.
Наиболее используемым подходом в проблематике осовремененного понимания права относится интегративная юриспруденция, она способна учитывать исследовательские наработки различных концепций правопонимания, снимать противоречивость и конфликтность между ними, воспринимать право с различных точек зрения и комплексно.
В рамках интегративного подхода естественно-правовое, нормативное, социологическое и психологическое правопонимание выступает не только активную противовесу иному, но и представлено как усиление, дополнение к другому. Тем самым становится возможным не только исключить абсолютизацию какого-то одного взгляда на право, но и связать право с реальным бытием человека, его ценностями и интересами.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Об утверждении введения в действие Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) «бакалавр»): приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 4 мая 2010г. № 464 // Минобрнауки.рф (дата обращения: 17.10.2022).
2. Шафиров В.М. Проблема пробелов в праве и современное (интегративное) правопонимание // Российское правосудие. — 2012. — № 10. —С. 5, 6.
3. Немытина М.В. Проблемы современного правопонимания // Современные методы исследования в правоведении / под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. — Саратов, 2007. — С. 115, 116.
4. Поляков А.В. В поисках интегрального типа правопонимания // История государства и права. — 2003. — № 6. — С. 7, 8.
5. Ромашов Р.А. Реалистический позитивизм как тип интегративного правопонимания // Теоретические и практические проблемы правопонимания: материалы III Международной научной конференции, состоявшейся 22—24 апреля 2008 года в Российской академии правосудия / под ред. В.М. Сырых и М.А. Заниной. — 2-е изд. — М.: РАП, 2010. — С. 92—99.
6. Честнов И.Л. Постклассическая теория права: монография. — СПб: Алеф-Пресс, 2012. — С. 631.
7. Шафиров В.М. Правопонимание: человекоцентристский подход / Теоретические и практические проблемы правопонимания: материалы III Международной научной конференции, состоявшейся 22—24 апреля 2008 года в Российской академии правосудия / под ред. В.М. Сырых и М.А. Заниной. — 2-е изд. — М.: РАП, 2010. — С. 86, 87.
8. Алексеев С.С. Тайна и сила права. Наука права: новые подходы и идеи. Право в жизни и судьбе людей. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Норма. 2009. — С. 131.
9. Умнова И.А. О современном понимании Конституции Российской Федерации в контексте доктрин конституционализма и судебной правоприменительной практики // Государство и право. — 2014. — № 11. — С. 24.
10. Ершов В.В. Теоретические и практические проблемы правопонимания, правотворчества и правоприменения // Российское правосудие. —2008. — № 7. — С. 14.
11. Ершов В.В., Ершов В.В. Система форм права в Российской Федерации // Российское правосудие. — 2009. — № 1. — С. 15.