Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Педагогика является прикладной наукой, наукой о жизни, в которой собран многовековой опыт воспитания и обучения юного поколения. Это представляет собой совокупность принципов, закономерностей формирования человека.
Процесс воспитания является процессом целенаправленного и активного взаимодействия между преподавателем и обучающимися, в следствии которого у учащегося формируются и опыт поведения и деятельности, и личностные качества. Основной целью воспитания можно указать формирование личности, индивида, которая будет полноценно способна существовать в социуме и быть ему полезным.
Таким образом в целостном педагогическом процессе тема воспитания в наше время является актуальной. Для написания работы методологической базой являлись труды зарубежных и русских специалистов таких как: Седова Л.Н., Подласый И.П., Мандель Б.Р., Турчин А.С. И пр.
Целью данной работы является изучение воспитания в целостном педагогическом процессе.
Для реализации поставленной цели мы сформулировали следующие задачи:
Изучать воспитание как специально организованная деятельность по достижению целей образования.
Рассмотреть закономерности гуманистического воспитания.
Проанализировать принципы воспитания, их характеристика: личностный подход, сочетание личной и общественной направленности, связь с жизнью, трудом, опора на положительное, единство воздействия.
Изучать сущность методов воспитания и их классификация.
Рассмотреть средства и формы воспитательного процесса.
1. Воспитание как специально организованная деятельность по достижению целей образования
Личность человека развивается и формируется под воздействием многочисленных факторов, субъективных и объективных, общественных и природных, внешних и внутренних, зависимых и независимых от сознания и воли людей, которые действуют стихийно или согласно определенным целям. При данном сам человек не является пассивным существом, он выступает как субъект своего собственного развития и формирования. [4]
В педагогике понятие "воспитание" является одним из ведущих. Оно используется в узком и широком в смысле. В широком смысле воспитание анализируется как общественное явление, как влияние общества на личность. В этом случае воспитание отождествляется практически с социализацией. В узком смысле воспитание анализируется как специально организованная деятельность воспитанников и педагогов в условиях педагогического процесса по осуществлении целей образования. Деятельность педагогов в данном случае называется воспитательной работой.
Виды воспитания можно классифицировать по различным основаниям. Наиболее обобщенным является классификация, которая в себя включает нравственное, умственное, физическое, трудовое воспитание. В образовательных учреждениях в зависимости от разных направлений воспитательной работы выделяются политическое, гражданское, нравственное, интернациональное, трудовое, эстетическое, физическое, правовое, экономическое, экологическое воспитание. По институциональному признаку можно выделять школьное, семейное, конфессиональное (религиозное), внешкольное, воспитание по месту жительства (общинное в американской педагогике), воспитание в специальных образовательных учреждениях, воспитание в юношеских, детских организациях. По стилю отношений между воспитанниками и воспитателями можно различить демократическое, авторитарное, свободное, либеральное воспитание; в зависимости от той или иной философской концепции отличаются коллективистское, аксиологическое, индивидуалистическое, прагматическое и другое воспитание.
Целенаправленное управление процессом развития личности обеспечивает специально организованная воспитательная работа или научно-организованное воспитание. Там, где имеется воспитание, учитываются индивидуальные и возрастные особенности детей, движущие силы развития; ослабляются неблагоприятные и отрицательные влияния внешней среды; употребляются позитивные воздействия природной и общественной среды; достигаются согласованность и единство всех социальных институтов; ребенок раньше оказывается к самовоспитанию способным.
О воспитании современные научные представления сложились в итоге длительного противоборства множества педагогических идей. Теория авторитарного воспитания сформировалась уже в период средневековья. Данная теория в разных формах и в настоящее время продолжает существовать. Немецкий педагог И.Ф. Гербарт был одним из ярких представителей данной теории. Он сводил воспитание к управлению детьми. Целью данного управления является подавление дикой резвости ребенка, "которая его из стороны в сторону кидает "; в данный момент управление ребенком определяет его поведение, поддерживает внешний порядок. Надзор за детьми, угрозу, запрещения и приказания Гербарт считал приемами управления.
Ж.-Ж. Руссо выдвинул теорию свободного воспитания, которая появляется как выражение протеста против авторитарного воспитания. Ж.-Ж. Руссо и его последователи в ребенке призывали уважать растущего человека, ни в коем случае не стеснять, а в ходе воспитания всемерно стимулировать естественное развитие ребенка. Данная теория также нашла своих последователей в разных странах мира как теория самотека и стихийности в воспитании. Она и на отечественную педагогику оказала определенное воздействие.
Опыт лучших учителей и педагогических коллективов, основополагающие документы 20-х гг. педагогов ориентировали на гуманизацию воспитания детей, на развитие их самоуправления и самостоятельности.
Интенсивно развивалась педология, которая дала всесторонние сведения о конкретном ребенке, что создавало условия для дифференциации воспитания и обучения. Устремления воспитательных учреждений тех лет восхищение вызывали и внимание всего мира привлекали. Но гуманистический расцвет советской педагогики длилась недолго. В практике воспитания с усилением тоталитарной государственной системы постепенно начали преобладать жесткая регламентация и контроль за сознанием растущего человека, подгонка его к данному шаблону, авторитаризм педагогов.
Преодоление данных недостатков требует разработки гуманистической концепции воспитания.
2. Закономерности гуманистического воспитания
Как процесс становления психических функций и свойств воспитание обусловлен взаимодействием растущего человека с социальной средой и взрослыми.
В системе реальных отношений воспитанника с внешним миром отображаются объективные причинно-следственные связи, которые в тоже время приобретают характер педагогических закономерностей. Из данного следует, что педагогические закономерности в системе реальных отношений воспитанника с внешним миром есть отражение прежде всего объективных причинно-следственных связей. Однако данные отношения опосредованы взрослыми людьми, обществом, коллективом, семьей. В то же время только анализ содержания развивающейся деятельности ребенка может объяснить ведущую роль воспитания, которая воздействует на деятельность ребенка, на его отношения к действительности и потому определяющего развитие его сознания и психики.[7]
Среди закономерностей развития и функционирования воспитания в целостном педагогическом процессе нужно выделить основную - ориентацию на развитие личности. При данном чем гармоничнее будет профессиональное, социально-нравственное и общекультурное развитие личности, тем более творческим и свободным человек становится в осуществлении культурно-гуманистической функции. Эта закономерность, в свою очередь, разрешает сформулировать ведущий принцип в системе гуманистических метапринципов воспитания - профессионального развития личности и принцип непрерывного общего. Ведущий он потому, что все остальные принципы, имея в своей основе данную закономерность, подчинены ему, обеспечивая внешние и внутренние условия его реализации. Именно в данном смысле гуманизация образования и анализируется как фактор гармоничного развития личности. Таким воспитание становится в том случае, если, как полагает Л.С. Выготскому, оно ориентировано на "зону ближайшего развития". Эта ориентация требует выдвижения целей образования, которые обеспечивали бы не обязательно универсальные, но обязательно объективно нужные базисные качества в том или ином возрастном периоде для развития личности. Сегодня имеется реальная возможность человеку дать овладеть не только базовыми профессиональными знаниями, но и общечеловеческой культурой, на данной основе обеспечивать развитие всех сторон личности, учитывая благоприятные субъективные (потребности личности) и объективные условия, которые связаны с кадровым потенциалом образования и материальной базой.
Закономерностью воспитания, которая связана с его центрацией на развитие личности, обусловлен и такой метапринцип, как природосообразность воспитания. Современная трактовка принципа природосообразности из того исходит, что воспитание должно основываться на научном понимании социальных и естественных процессов, согласовываться с общими законами развития человека и природы, вырабатывать у него ответственность за эволюцию ноосферы и самого себя. Содержание, формы и методы воспитания должны учитывать необходимость половой и возрастной дифференциации, организации социального опыта человека и индивидуальной помощи ему. У человека надо культивировать стремление к здоровому образу жизни и в экстремальных условиях умение выживать. Особенное значение имеют воспитание природоохранного поведения и развитие планетарного мышления.[11]
Развитие человека и его потребностей нужно выводить за пределы Я и ближайшего социума, помогая осознать глобальные проблемы человечества, ощутить чувство своей сопричастности природе и обществу, ответственности за их развитие и. состояние
Развитие личности в гармонии с общечеловеческой культурой зависит от ценностных оснований воспитания. Данной закономерностью обусловлен другой метапринцип воспитания - принцип его культуросообразности. Данный принцип разрабатывали В.А. Сухомлинский, С.Т. Шацкий и др.
Современная трактовка принципа культуросообразности предполагает, что воспитание должно основываться на общечеловеческих ценностях и строиться с учетом особенностей региональной и этнической культур: решать задачи приобщения человека к разным пластам культуры (физической, бытовой, материальной, сексуальной, духовной, экономической, политической, нравственной, интеллектуальной и др.). Методы, содержание, цели воспитания культуросообразны в том случае, если учитывают исторически сложившиеся в конкретном социуме стиль и традиции социализации.[6]
Гуманистическое воспитание в существенной степени связано с реализацией и такого метапринципа, как профессионально-этической взаимоответственности. Профессионально-этическая взаимоответственность обусловлен закономерностью, согласно которой готовность участников педагогического процесса на себя принять заботы о судьбах людей, о будущем нашего общества неизбежно предполагает их гуманистический образ жизни, соблюдение норм педагогической этики. Этот принцип требует такого уровня внутренне детерминированной активности личности, при котором и обучающиеся, и педагоги не идут на поводу обстоятельств, формирующихся в педагогическом процессе, могут творить сами данные обстоятельства, вырабатывать свою стратегию, планомерно и сознательно совершенствовать себя.
3. Принципы воспитания их характеристика
Принципы воспитательного процесса или принципы воспитания представляют собой общие исходные положения, в которых выражены главные требования к его организации, методам и содержанию. Они отражают специфику процесса воспитания, ими руководствуются педагоги при решении воспитательных задач.
Система принципов гуманистической педагогики в себя включают:
личностный подход;
сочетание общественной и личной направленности воспитания;
связь воспитания с трудом, жизнью;
единство воспитательных воздействий;
опора на положительное в воспитании.
Личностный подход. Психолого-педагогические изучения последних десятилетий показали, что первостепенное значение имеет не столько знание воспитателем возраста и индивидуальных особенностей, сколько учет возможностей воспитанников и личностных характеристик. Возможности воспитанников выражают направленность личности, ее сформировавшиеся установки, жизненные планы, ценностные ориентации, доминирующие мотивы поведения и деятельности. Ни возраст, рассмотренный в отдельности, ни индивидуальные особенности личности (воля, темперамент, характер и др.), анализируемые изолированно, для высококачественного личностно-ориентированного воспитания не обеспечивают достаточных оснований. Они тоже необходимы, но только приоритет основных приводит к желаемым результатам. [1]
Сочетание общественной и личной направленности воспитания. Г. Сент-Джон проанализировал воспитание как общественный институт, который призван с нежного возраста готовить людей с помощью наставлений и примера, принуждением и убеждением к практической деятельности и к неуклонному использованию в жизни усвоенных правил. В разные времена содержание данного принципа менялось, приобретая то большую общественную, то личностную, то государственную направленность. В отечественной педагогике он также изменялся неоднократно. Но основная его суть – то, что воспитание должно готовить человека к счастливой личной жизни и активной общественной, – сохранилась.
Связь воспитания с жизнью, трудом. «Не для школы – для жизни» – подобный призыв встречал учеников древнеримских школ. Вырабатывание личности человека находится в прямой зависимости от его участия в трудовых и общественных отношениях. Труд развивает положительные качества: чем его больше, чем он целесообразнее, тем выше уровень социализации и развития личности. Потому воспитанников нужно включать в многообразные полезные дела, вырабатывая положительное отношение к ним. Как равноправные члены участвуя в посильном труде, они приобретают опыт нравственного поведения, развиваются физически и духовно, совершенствуют свои моральные качества, уясняют мотивы труда.
Опора на положительное в воспитании. Если в своем подопечном выявить хотя бы толику хорошего и затем опираться на него в процессе воспитания, то можно получить ключ от двери к его душе и достигнете хороших итогов. Мудрые педагоги даже в плохо воспитанном ребенке настойчиво ищут те положительные качества, на которые опираясь можно добиться устойчивых успехов в вырабатывании других заданных целью воспитания качеств. [3]
Единство воспитательных воздействий. Данный принцип, который по-другому называется также принцип координации усилий школы, общественности и семьи, требует, чтобы все причастные к воспитанию действовали сообща, шли рука об руку, помогая друг другу, предъявляли воспитанникам согласованные требования, усиливая и дополняя педагогическое воздействие. Если подобное единство и координация усилий не достигаются, участники воспитательного процесса уподобляются крыловским персонажам – Раку, Лебедю и Щуке, которые, как известно, в разные стороны тянули воз. Если не складываются воспитательные усилия, а противодействуют, на успех рассчитывать трудно. Воспитанник при данном испытывает большие психические перегрузки, так как не знает, за кем идти, кому верить, не может определить среди авторитетных для него воздействий правильные. Освободить его от данной перегрузки, сложить действие всех сил, которые положительно сказываются на нем, требует принцип единства воспитательных влияний, помогающий охватить многие стороны воспитательного процесса.
Таким образом, принципы воспитания представляют собой общие исходные положения, в которых выражены главные требования к методам, содержанию, организации воспитательного процесса. Гуманистическая педагогика воспитательный процесс направляет в соответствии с принципами личностного подхода; сочетания общественной и личной направленности воспитания; связи воспитания с трудом, жизнью; опоры на положительное в воспитании; единства воспитательных воздействий.
Фрагмент для ознакомления
3
Список информационных источников
1. Байкова Л. А. Методика воспитательной работы. // Байкова Л. А., Гребенкина Л. К., Еремкина О. В. – М.: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений – 2004. – 345 с.
2. Бахтигулова, Л. Б. Методика воспитательной работы : учебное пособие для вузов / Л. Б. Бахтигулова, А. В. Гаврилов. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 188 с.
3. Данилов М. А. Дидактика. // Данилов М. А., Есипов Б. П. – М.: Академия педагогических наук, – 1999. – 347 с.
4. Каптерев П. Ф. Педагогический процесс. – М.: Педагогика, – 1989. – 76 с.
5. Колесников Л. Ф. Эффективность образования. // Колесников Л. Ф., Турченко В. К, Борисова Д. Г. – М.: Педагогика, – 1991. – 124 с.
6. Кукушин В. С. Теория и методика воспитательной работы. –М.: Академия, – 2010. – 355 с.
7. Мандель Б. Р. Современная педагогическая психология. – М.: Москва-Берлин, – 2015. – 436 с.
8. Образцов П. И. Дидактика высшей военной школы. // Образцов П. И., Косухин В. М. – Орел: Академия Спецсвязи России, – 2004. – 317 с.
9. Педагогика в 2 т. Том 1. Общие основы педагогики. Теория обучения : учебник и практикум для вузов / М. И. Рожков, Л. В. Байбородова, О. С. Гребенюк, Т. Б. Гребенюк ; под редакцией М. И. Рожкова. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 402 с.
10. Подласый И. П. Педагогика начальной школы: учебник. – М.: ВЛАДОС, – 2010. – 133 с.
11. Подласый И. П. Педагогика. Том 1. Теоретическая педагогика. – М.: Юрайт, – 2018. – 187 с.
12. Подласый И. П. Педагогика. Том 2. Теоретическая педагогика. – М.: Юрайт, – 2018. – 206 с.
13. Подласый, И. П. Педагогика в 2 т. Том 2. Практическая педагогика в 2 книгах. Книга 2 : учебник для среднего профессионального образования / И. П. Подласый. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 318 с.
14. Рожков М. И. Теория и методика воспитания. // Рожков М. И., Байбородова Л. В. – Ярославль: Гриф УМО ВО, – 2018. – 330 с.
15. Рожков, М. И. Теория и методика воспитания : учебник и практикум для вузов / М. И. Рожков, Л. В. Байбородова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 330 с.
16. Седова Л. Н. Теория и методика воспитания. // Седова Л. Н., Толстолуцких П. П. – М.: Высшее образование, – 2006. – 206 с.