Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Язык, художественные формы, выразительные средства — вот что отличает один вид искусства от другого. Каждый вид искусства создает свой неповторимый язык, вырабатывает свои выразительные средства, постоянно ищет формы для создания художественных образов, формирующих неповторимость и своеобразие произведения.
Минувший век стал активизацией поиска новых форм, средств, приемов во всех видах искусства, в том числе и хореографическом. Новые постановки выступали как средство изображения жизненных перемен, как синтез традиционных и новых форм хореографического искусства и выразительных средств. ХХ век был периодом, когда выдающиеся художники ломали устоявшиеся каноны прошлого; периодом, когда хореографическое искусство обогащалось новой эстетикой, стилистикой, танцевальной лексикой.
Развитие новых искусств, формирование новой мировоззренческой парадигмы привели к значительным преобразованиям всего комплекса искусств, активно участвующих в моделировании сценического действия. Изучение трансформаций современного хореографического искусства является одним из наиболее перспективных направлений искусствоведения, что обусловливает создание внушительного количества научных работ, посвященных изучению различных аспектов хореографической деятельности.
В то же время вопросы постановки, самой структуры сценического произведения изучены фрагментарно. Осмысление современных тенденций развития хореографического искусства, изучение изменений в искусстве танца выявляет нереализованные возможности в этой области, что определяет актуальность выбранной темы исследования «Появление современной хореографии».
Объектом исследования выступают процессы появления новых средств выразительности в современном танце.
Предмет исследования: всесторонняя характеристика особенностей современного танца.
Целью исследования выступает выявление новых тенденций в современной хореографии.
Достижение поставленной цели требует решения ряда задач:
1. Проанализировать особенности появления и развития современного хореографического искусства: джаз-танца и танца модерн;
2. Дать характеристику элементам техники движения в современной хореографии;
3. Выявить особенности преподавания современной хореографии в коллективе современного танца.
Теоретическую базу исследования составили работы отечественных и зарубежных искусствоведов, включая исследования М. Кагана, Г. Гадамера, В. Ванслова, А. Потебни, М. А. Костериной, Н. В. Атитановой, Л. К. Вычужановой, А. В. Занковой, Е. В. Аверьяновой, И. В. Денец и др.
Методы исследования:
- метод стилистического анализа,
- сравнительного анализа,
- историко-биографический метод,
- сопоставительный, описательный методы.
Теоретическая значимость исследования состоит в выяснении общих тенденций развития современного хореографического искусства, компонентов, моделирующих деятельность сценического действия. Практическая значимость исследования заключается в возможности применения результатов исследования в работе с хореографическим коллективом.
ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННАЯ ХОРЕОГРАФИЯ: ИСТОКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ
1.2 Возникновение и развитие джаз-танца
Вклад США в мировую хореографию исчисляется двумя художественными элементами: свободным танцем Айседоры Дункан и афроамериканским джазовым танцем. Последний привезли негры - рабы из Африки, и он исторически сложился и развился в США.
Художественной особенностью джазового танца является абсолютная свобода движений всего тела танцора и отдельных его частей как по горизонтали, так и по вертикали в сценическом пространстве. В джазовом танце на первом плане выражение эмоций танцора, а не формы или идеи.
Джаз как культурное явление – это результат почти векового развития африканских негритянских племен в игре на ударных музыкальных инструментах. Но так как больший процент населения США составляли ирландские, шотландские и английские переселенцы, то их традиционные танцы также были важной частью повседневной жизни. К ним относились так называемые «кантри данс»: танцы сельских жителей, носившие фольклорный характер. К примеру, в специальных деревянных башмаках исполнялись ирландские джига и клог, с помощью которых выбивался ритм. С фольклорными соседствовали бальные танцы — менуэт в 18 веке, котильон, контрданс, кадриль и галоп в 19 веке. Эти два культурных течения — европейское и негритянское — влияли друг на друга в Новом Свете и со временем ассимилировались.
Таким образом, процесс становления джазового танца как направления происходил на основе африканской культуры и этнических, религиозных, эстетических, геополитических особенностей того времени.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Ершова Т.М. Народная художественная культура: учеб. терминол. слов. / Челяб. Гос. акад. культуры и искусств; Челябинск, 2009 г. - 106 с.
2. Никитин В.Ю. Модерн-джаз танец. Этапы развития. Метод. Техника. Москва, 2004.
3. Никитин В.Ю. Модерн – методика преподавания. «Я вхожу в мир искусств» №12. Москва, 2002.
4. Никитин В.Ю. Модерн – продолжение обучения «Я вхожу в мир искусств». № 4 Москва, 2001.
5. Панферов В. И. Мастерство хореографа: учебное пособие. ЧГАКИ. Из-во ООО «Полиграф-Мастер», 2009. – 368 с.
6. Фокин М. Против течения. - М. - 1962. - с. 520.
7. Энциклопедия «Балет». — Москва, — Сов. энциклопедия, — 1981. — с. 504.