Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В настоящее время конфликт - это явление, встречающееся не только в социуме в целом, но и в жизни каждого отдельного человека. Поскольку конфликты возникают абсолютно во всех сферах человеческих взаимоотношений, то важным аспектом общественной жизни является осознание того, что конфликт выполняет как отрицательные, так и положительные функции. Из этого следует вывод, что конфликт, безусловно, играет важную роль в обществе.
Еще со второй половины XIX века конфликт изучался как часть обширных психологических концепций и освещался в работах А. Бандуры, А. Адлера, К. Лоренца, К. Левина, К. Юнга, Э. Фромма, З. Фрейда, Г. Спенсера и других.
Конфликтология изучает понятие «конфликт», и явление, которое его описывает. Конфликтология рассматривается многими российскими и зарубежными учеными как современная самостоятельная наука .
За рубежом проблемы конфликта, его функции, а также техники его сглаживания исследовали социологи и психологи: К. Левин, Л. Козер, Ф. Ломанн, Ч. Ликсон, К. Хрони, А. Хертель и другие.
Целью данной работы является рассмотрение понятия конфликта.
Основная часть
А. Смитт в своей работе «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776) впервые сформулировал конфликт как социальное явление. Он высказал мысль, что основой конфликта является разделение общества на классы и экономическое соперничество. Это деление помогает двигаться развитию общества, выполняет полезные функции [1, c. 7].
Конфликт – психологическое столкновение разнонаправленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов субъектов взаимодействия, фиксируемых ими в жесткой форме.
В общем, нужно осознавать, что конфликт можно понимать как в широком так и в узком смысле. В широком понимании конфликт является разновидностью отношений в обществе, стороны которого воспроизводят интересы, стремления и потребности в острой борьбе, через цель, лежащую в основе. В узком понимании конфликт является социальным взаимодействием, осознанным и прямым столкновением всех участников.
Следует отметить то, что конфликт имеет в себе как отрицательную, так и положительную сторону. Согласно исследованиям отечественных ученых, конфликт – это крайняя форма противоречий. Воспринимая с негативом конфликт, они рассматривали его как разрушительное явление. Это непосредственно связано разрушением всех устоявшихся отношений в обществе, снижению сплоченности между социальными группами. Конфликт часто является угрозой тому, что общество пытается сохранить, это свидетельствует о разрушительном его влиянии.
Зарубежные ученые имеют другую точку зрения, и рассматривают конфликт как средство развития общества. Они считают конфликт вполне обычным явлением в обществе, от которого невозможно уйти, а это значит, что конфликт неизбежен. Конфликт является частью взаимоотношений общества, помогает ему развиваться, обновляет и преобразовывает общественные отношения. Нередко с понятием «конфликт» используют понятие «соперничество». Соперничество, это стремление человека к сравнению с другими людьми, желание превзойти, одержать верх над ними, победить . Современная конфликтология несет в себе множество концепций, которые объясняют причины возникновения конфликтов. Выделяют несколько основных концепций: социально-биологическая, социально-психологическая, классовая, дисфункциональная, диалектическая и другие.
1. Социально-биологическая теория гласит о том, что конфликт присущ человеку, как и любому другому живому существу. Эта теория взяла свое начало из работ о естественном отборе Ч. Дарвина, который вывел идею о естественной агрессивности человека. Социологическую концепцию развития конфликта разрабатывал и Г. Спенсер. Он полагал, что состояние противоборства универсально обеспечивает равновесие не только в обществе, но также между обществом и окружающей природой.
2. Социально-психологическая концепция объясняет конфликт посредством теории напряженности, которая гласит о том, что все черты современного индустриального общества неизбежно влекут за собой ощущение большой напряженности у основной массы людей в тот момент, когда нарушается равновесие между средой и индивидом. Этот процесс связан с перенаселенностью, скученностью и нестабильностью отношений. Но теория напряженности не может с легкостью объяснить конфликт, поскольку она не в силах точно определить, в какой момент напряжения он должен возникнуть. Все показатели напряжения, которые появляются в конкретных ситуациях, являются индивидуальными состояниями личностей, и не могут быть применимы для прогнозирования коллективных вспышек агрессии.
3. Классовая теория утверждает, что социальный конфликт воспроизводится непосредственно обществами с определенной социальной
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1) Волосова Н.Ю. Понятие конфликта: этимологические, философские, социальные, психологические и юридические аспекты//ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ СОВРЕМЕННОЙ НАУКИ. VIII Международная научно-практическая конференция. 2016. С. 216-223
2) Иванова Е. Н., Перфекционизм как фактор конфликтов // Конфликтология. — 2021. — Т. 16, № 1. — С. 55-65.
3) Осначёв А.А. Понятие конфликта в современной психолого-педагогической литературе// СПЕЦИФИКА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕГИОНАХ РОССИИ. 2019. № 12. С. 12-13
4) Хасан Б. И., Сергоманов П. А. Психология конфликта и переговоры. - М.:Академия, 2020. 192 с