Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы доклада в том, что научные исследования и педагогические наблюдения свидетельствуют, что в современном понимании игра есть созидательная специфическая человеческая деятельность.
Источником ее возникновения является не институт, не наследственность, а окружающая общественная среда. С помощью игры индивид учится понимать жизнь, сознавать взаимоотношения людей .
С помощью игр при целенаправленном и постоянном педагогическом руководстве может осуществляться развитие личности в желаемом направлении. Подвижные игры все время дополняются и обновляются, составляются новые игры, исходя из потребностей общества и жизненной практики.
Таким образом, можно отметить, что подвижные игры при определенной педагогической направленности, руководстве становятся организованным средством физического воспитания человека.
Анализ психолого-педагогической литературы по развитию физических качеств человека с помощью подвижных игр показывает, что рассматриваемый вопрос в научной литературе освещен достаточно, однако, он не потерял своей актуальности и нуждается в дальнейших исследованиях.
Итак, следует сказать, что подвижные игры при определенной педагогической направленности, руководстве являются организованным средством совершенствования психофизиологических качеств человека.
Выявленные противоречия: Существует огромное количество современных методик использования подвижных игр в физическом воспитании. Тем не менее, эти методики не всегда направлены на использование подвижных игр в физическом воспитании девушек старшего школьного возраста. Это говорит о необходимости совершенствования образовательных систем, которые существуют в настоящее время.
Цель доклада –раскрыть важность игры для развития гибкости (для девушек) 10-11 класс
Задачи:
1.Провести обзор научной литературы по теме доклада.
2. Раскрыть подвижные игры в системе физического воспитания девушек старшего школьного возраста.
3. Проанализировать значение физического качества гибкость для девушек старшего школьного возраста.
4.Определить значение игры для девушек старшего школьного возраста.
Основная часть
1.Подвижные игры в системе физического воспитания девушек старшего школьного возраста
В программе по физическому воспитанию учебных заведений подвижные игры используются как составной элемент к различным модулям (разделам) программ. Однако на занятиях (в подготовительной части) очень часто преподаватели используют подвижные игры, эстафеты. Задача состоит в том, чтобы закреплять и совершенствовать навыки, приобретенные на занятиях по различным видам спорта и воспитывать занимающихся действовать наиболее целесообразно в различных ситуациях игры (в игровой обстановке) .
Рассматривая вопрос о применении подвижных игр в решении задач по физическому воспитанию девушек старшего школьного возраста, следует исходить из положения о соответствии форм и методов поставленных задач.
Эффективность и целесообразность применения подвижных игр подтверждается современной спортивной практикой и имеет научно-теоретическую обоснованность .
Характерной особенностью подвижных игр является ярко выраженная роль движений с содержанием игры (бег, прыжки, метания, передачи, ловли мяча, сопротивление и т.д.) .
Игровой метод в силу присущих ему особенностей, является методом комплексного совершенствования двигательной деятельности. С помощью подвижных игр развиваются все основные подвижные качества индивида.
Занятие подвижными играми имеет классическую поэтапную структуру и состоит из подготовительной части (разминки) – 5-7 минут, ос¬новной и заключительной частей (4-8 минут). Как правило, варьируется лишь продолжительность основной части. Длительность разминки и заключительной части могут оставаться в указанных диапазонах.
Как уже выше отмечалось, при составлении отдельных занятий должен учитываться не только уровень подготовки, но и психофизические особенности девушек.
Типовая структура занятия выглядит следующим образом :
1. Подготовительная часть. В данной части занятия необходимо ввести занимающихся девушек в деятельность, которая была запланирована, происходит их организация, устанавливается контакт между занимающимися и педагогом. Содержание вводной части занятия характеризуется вводом строевых и порядковых упражнений. Активно используется ходьба в быстром темпе, легкий бег, прыжки на месте и в движении, упражнения на быстроту и точность реакции, на внимание и другие упражнения
2. Основная часть. К задачам этой части занятий относятся задачи в овладении жизненно необходимыми и специальными навыками, которые способствуют усвоению движений.
Наиболее характерными для основной части занятий могут быть традиционные упражнения как ходьба, бег, прыжки, упражнения в равновесии, упражнения для развития быстроты и точности, дыхательные упражнения. Заканчивается основная часть занятий по обыкновению эмоциональными играми, главным образом спортивно-соревновательного характера.
3. Заключительная часть. Основная задача заключительной части занятий заключается в завершении работы, которая приводит к постепенному снижению нагрузки на организм, приведение организма в более спокойное состояние. К основным средствам можно отнести медленную ходьбу, упражнения на дыхание, телесно-тактильные упражнения .
Так, при развитии гибкости необходимо выполнять следующие методические рекомендации:
1. Вводить обязательную разминку перед выполнением упражнений.
2. Между сериями упражнений и после них выполнять релаксационные упражнения.
3. Амплитуду упражнений на гибкость необходимо увеличивать постепенно.
4. Использовать психологическую настройку, творческое самовнушение на развитие этого качества.
5. При снижении амплитуды движений дальнейшее развитие гибкости прекращается .
2. Значение физического качество гибкость для девушек старшего школьного возраста
Гибкость – способность человека выполнять действия с большой амплитудой. Она является важным физическим качеством, характеризующим состояние опорно-двигательного аппарата. Гибкость зависит от состояния суставов, растяжимости связок и мышц, возраста, температуры окружающей среды, утомления и времени дня. С возрастом гибкость уменьшается вследствие травм, уменьшения эластичности связок, разрастания соединительной ткани, отложения солей и др., что отрицательно сказывается на состоянии здоровья.
У девушек с хорошей гибкостью имеется стройная фигура и красивая осанка, правильно развитая мускулатура. У тех девушек, которые занимаются видами спорта, такими, как художественная гимнастика или фигурное катания, за счет выполнения большого количества упражнений у позвоночника вырабатывается гибкость и подвижность, а у девушек имеющих дефект осанки корректируется имеющаяся деформация.
Для сохранения хорошей осанки, легкости и плавности движений, выполнения трудовых, бытовых и других двигательных действий наибольшая степень подвижности требуется в позвоночнике, тазобедренных и плечевых суставах. Хорошая гибкость уменьшает вероятность травм, а оптимальная подвижность в суставах является средством профилактики ущемления нервно проводящих путей, показателем долголетия. Основными средствами развития гибкости являются упражнения на растягивание: пружинистые, маховые, с самозахватом, с внешней помощью и др.
Гибкость важна для выполнения большинства двигательных действий в любой деятельности, а также в быту.
Уровень гибкости, как правило, обусловливает развитие координационных способностей, быстроты, силы. Крайне сложно переоценить значение подвижности в суставах, если случаются нарушения осанки.
Игры для развития гибкости
1.«Кто быстрей»
2.«Мостик и кошка»
3. «Замри»
4. Салки с «позами»
5. Палку за спину»
6. «Гонка мячей»
7. «Бег раков»
8. Не задень верёвку.
9. Возьми мяч.
10. Передай платочек.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Аэробика. Теория и методика проведения занятий. Учебное пособие. /Под ред. Е.Б. Мякинченко и М.П. Шестакова. – М.: СпортАкадемПресс, 2012. – 304 с. – С. 233-234.
2. Барчуков, И.С. Физическая культура: методики практического обучения (для бакалавров) / И.С. Барчуков. - М.: КноРус, 2018. - 62 c.
3. Виноградов, Г.П. Специфика воздействия силовых видов физических упражнений на здоровье занимающихся / Г.П.Виноградов //Современные проблемы атлетизма: спортивные и рекреационные аспекты: Сб.научн.трудов / СПб ГАФК им. П.Ф. Лесгафта.- СПб., 2000. - С. 123-128.
4. Каныгина, Л,.Н. Подвижные игры и эстафеты: метод. рекомендации / Л.Н. Каныгина, А.В. Каныгина, А.В. Константинова. - Витебск: ВГМУ,2021. -70 с.
5. Никитушкин, В.Г., Малиновский С.В. Формирование координационных способностей детей 4-12 лет. //Вестник спортивной науки. – 2012. - №2. – С. 26-27.
6. Подвижные игры. Практический материал: Учебное пособие для студентов вузов и ссузов физической культуры. – М.: ТВТ Дивизион, 2005. – 280 ., ил.
7. Спортивные игры в современной системе физического воспитания: Материалы регион. науч.-практ. / Под ред. В.В. Григоревича. – Гродно: ГрГУ, 2020. – С.36.
8. Спортивные игры и методика преподавания; учебник для пед. фак. ин-тов физ. культ. Под ред. Портных Ю.И. — изд. 2-е, перераб. и доп.- М.: «Физкультура и спорт», 1986 г.
9. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. - 6-е изд., стер. – М.: Издательский центр Академия,2016. – 489 с.