Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В современном мире огромное количество профессий подвержено нервно-психическим нагрузкам. Людям, находящимся в постоянном стрессовом состоянии, становится тяжело управлять собой, собственными эмоциями, появляется агрессия и злоба. Как правило, времени на отдых нет. И помочь понять, что же с ними происходит, никто не может. Не во всех сферах деятельности есть психологи, и также вовсе не каждый человек понимает, что он столкнулся с проблемой эмоционального выгорания и профессиональной деформации. Особенно часто профдеформация встречается у тех людей, чья работа осуществляется путем взаимодействия «человек - человек» [1, с. 112].
Профессиональная деятельность помогающих профессий относится к группе профессий с повышенной моральной ответственностью и является одним из наиболее сложных в психологическом плане видов социальной деятельности.
Помогающая деятельность также входит в группу с большим присутствием факторов психологической напряженности.
Высокий уровень нервно-психического напряжения связан в данной сфере с информационной перегрузкой головного мозга, неопределенностью возникающих ситуаций, эмоциональными негативными реакциями и т.д.
Постоянная напряженность психики, как состояние повышенного расхода психической энергии, адекватная ситуации или не соответствующая ей, стимулирующая деятельность или снижающая ее эффективность, оказывает негативное воздействие на психическое здоровье работника, что в конечном итоге ведет, в том числе, к профессиональной деформации.
Целью данной работы является рассмотрение понятия, сущности и содержания профессиональной деформации личности.
1. Профессиональная деформация: понятие термина
Концептуальные схемы профессиональной деформации личности и подходы в их изучении широко освещены в работах известных отечественных ученых С.Г. Геллерштейна, С.П. Безносова, Р.М. Грановской, Л.Н. Корнеева, А.М. Новикова.
Под влиянием профессиональной деятельности изначально возникают временные негативные психические состояния и установки, приводящие к исчезновению положительных качеств. Позднее на месте положительных свойств возникают негативные психические качества, изменяющие личностный профиль работника. При повторении ситуаций негативные состояния закрепляются и вытесняют позитивные качества, удельный вес которых уменьшается. Наступает устойчивое искажение конфигурации личностного профиля работника, что отражается в повседневном поведении и общении [6, с. 50].
Профессиональной деформацией принято называть изменение психофизиологического уровня личности и его психоэмоционального поведения (утомляемость, нервные расстройства, психосоматические реакции, повышенная агрессивность, снижение умственной активности, уныние, подавленность), вызванные воздействием разнообразных факторов: возрастная динамика, содержание профессии, социальная среда и твое окружение. «Феномен профессиональной деформации можно определить как проникновение «Я-профессионального» в «Я-человеческое», имея в виду, что при профессиональной деформации воздействие профессиональных рамок и установок не ограничивается исключительно профессиональной сферой.
Можно сказать, что после выхода человека из профессиональной ситуации не происходит его естественного «выправления», поэтому даже в личной жизни человек продолжает нести на себе «деформирующий отпечаток» своей профессии» [2, с. 216].
2. Сущность понятия профдеформация
Профессиональная деформация – это существенные изменения нарушающие целостность личности специалиста помогающей профессии, снижающие адаптационные механизмы и сказывающиеся на эффективности профессионального труда.
Выгорание – долговременная стрессовая реакция или синдром, возникающий вследствие продолжительных профессиональных стрессов средней интенсивности. Синдром «психического выгорания» (burnout) обозначается рядом авторов понятием «профессиональное выгорание», что позволяет рассматривать это явление в аспекте личной деформации профессионала под влиянием длительного профессионального стажа [3, с 162]. Эмоциональное выгорание – динамический процесс, который возникает поэтапно, в полном соответствии с механизмом развития стресса.
В наибольшей степени профессиональным деформациям подвержены профессии типа «человек-человек». Это вызвано тем, что общение с другим человеком обязательно включает и его обратное воздействие на субъект данного труда [8, с. 58].
Таким образом, профессиональные деформации нарушают целостность личности, снижают ее адаптивность, устойчивость, отрицательно сказываются на продуктивности деятельности.
Эмоциональное выгорание является формой профессиональной деформации личности. Данный стереотип эмоционально восприятия действительности складывается под воздействием ряда факторов предпосылок – внешних и внутренних.
Внешние факторы, провоцирующие «выгорание»
Хроническая напряженная психоэмоциональная деятельность. Такая деятельность связана с интенсивным общением, точнее, с целенаправленным
восприятием партнеров и воздействием на них. Профессионалу, работающему с людьми, приходится постоянно подкреплять эмоциями разные аспекты общения: активно ставить и решать проблемы, внимательно воспринимать, усиленно запоминать и быстро интерпретировать визуальную, звуковую и письменную информацию, быстро взвешивать альтернативы и принимать решения.
Дестабилизирующая организация деятельности.
Основные ее признаки общеизвестны: нечеткая организация и планирование труда, недостаток оборудования, плохо структурированная и расплывчатая информация, наличие в ней «бюрократического шума» - мелких подробностей, противоречий, завышенные нормы контингента, с которым связана профессиональная деятельность. При этом следует учитывать, что дестабилизирующая обстановка вызывает многократный негативный эффект: она сказывается на самом профессионале, на субъекте общения – клиенте, пациенте и т. п., а затем на взаимоотношения обеих сторон [5, с. 101].
Повышенная ответственность за исполняемые функции и операции.
На всех, кто работает с людьми и честно относится к своим обязанностям, лежит нравственная и юридическая ответственность за благополучие вверенных деловых партнеров – учащихся, заказчиков, пациентов, клиентов, пассажиров, покупателей. Особенно высока ответственность за здоровье и жизнь человека.
Фрагмент для ознакомления
3
1) Абасов З. А., Кто придет работать в школу? // Народное образование. — 2020. — № 2. — С. 111-123
2) Бойко В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении. – СПб.: Питер, 2020. –– 474 с.
3) Деркач А. А., Развитие профессионализма: новые подходы в интегративных исследованиях личности. — Москва : Русайнс, 2019. — 236, [1] с.
4) Кектеева Ю. И., Актуальность профилактики профессионального выгорания специалиста современной медицины как условие его профессионального долголетия // Среднее профессиональное образование. — 2021. — № 11. — С. 16-19.
5) Калашникова М. Б., Профессиональные деструкции педагогов в условиях перестройки системы дополнительного образования // Педагогика. — 2021. — Т. 85, № 8. — С. 99-107.
6) Кириченко Н., Как избежать профессиональной деформации // Преступление и наказание. — 2019. — № 11. — С. 50-51
7) Корнеева Я. А., Особенности профессиональной личностной деформации сотрудников ОВД, ФСИН и ФССП // Гигиена и санитария. — 2022. — Т. 101, № 4. — С. 389-397
8) Полякова О. Б., Особенности предупреждения профессиональных деформаций психологов и педагогов // Инновации в образовании. — 2019. — № 12. — С. 58-68.