Фрагмент для ознакомления
2
Контрольная работа 1
Ответить на вопросы в виде конспектов.
1. Ответьте на вопросы.
Перечислите факторы, детерминирующие человеческое поведение в деловом общении.
Как формируется наше "Я" и какова его роль в общении?
Что такое макро- и микросреда личности?
КОНСПЕКТ ОТВЕТА
Наиболее важными факторами, обуславливающими (детерминирующими) ролевое поведение в деловом общении являются: общество (макросреда личности) и группы (микросреда личности).
Осознанные полностью или отчасти намерения конкретного индивида преломляются через призму присущих ему социальных стереотипов, которые формируются под воздействием макро- и микросреды и реализуются в ролевом поведении.
Представленная ниже схема позволяет выявить динамику процесса детерминации поведения личности
Смысл данной схемы: вполне или отчасти осознанные намерения конкретного индивида преломляются через призму присущих ему социальных стереотипов, формирующихся под воздействием макро- и микросреды, и реализуются в ролевом поведении .
Ключевые понятия данной схемы, такие, как: "социальные стереотипы", "макросреда", "микросреда", "ролевое поведение", "Я" требуют детального изучения.
Самосознание личности, формирующееся в процессе общения на основе языка и мышления - это "Я". Человеческое "Я" можно представить как результат выделения индивидом самого себя из окружающей среды, причем в качестве таковой понимается не природа, а сообщество других людей, поскольку вне общения как предпосылки формирования сознания у отдельного индивида, подобное выделение в принципе невозможно.
Содержание нашего "Я" во многом определяется теми социальными отношениями, в которые мы включены и, следовательно, любой человек постоянно нуждается в положительных с точки зрения его самооценки импульсах извне и неосознанно стремится подобрать себе адекватное окружение. Иными словами, мы общаемся не только с теми, с кем вынуждены общаться в силу объективных причин, но, в первую очередь, с теми, кто обеспечивает нам высокую самооценку.
Наряду с вопросом об источниках формирования индивидуального самосознания, факторах данного процесса, предстоит выяснить, как, в каких формах наше "Я" проявляет себя в повседневной действительности. Здесь можно выделить, по крайней мере, два аспекта проблемы.
1) Каждый акт нашего самосознания, любое состояние нашего "Я" предполагает наличие трех компонентов: Разум, Воля, Чувства.
Разум позволяет дать описание ситуации, чувства - ее оценку воля выступает источником предписания. Нетрудно догадаться что в зависимости от конкретных жизненных обстоятельств на первый план выходит тот или иной фактор, тогда мы говорим, что человек размышляет, взволнован или усилием воли заставляет себя или других делать то, что делать - то, в общем, совсем не хочется.
2) Не следует забывать, что эти три компонента проецируемы соотносимы не только с внешним миром, но самим "Я" как таковым. В этом случае можно говорить о том, что у каждого психически нормального индивида существует не одно, а целых три "Я": "Я-образ", реальное "Я", имидж.
"Я-образ - это то, что мы о себе думаем, наше знание о самом себе. У нормального человека это знание обязательно является положительным, т. е. мы думаем о себе чаще всего лучше, чем мы есть на самом деле. Самооценка здесь носит осознанный характер и выступает в форме самоуважения.
«Я-концепция — это восприятие индивидом самого себя и его мысли о себе, которые собраны вместе и составляют своего рода центр управления внутри человека.
Я-концепция является важным фактором в организации психики и поведения индивида, поскольку она определяет интерпретацию опыта и служит источником ожиданий для индивида.
Первоначальная зависимость Я-концепции от внешних воздействий неоспорима, но в дальнейшем она играет самостоятельную роль в жизни каждого человека. Окружающий мир, представления о других людях воспринимаются через призму Я-концепции, которая формируется в процессе социализации, воспитания, но также имеет определенные соматические, индивидуально-природные детерминанты. Потребности развивающейся личности меняются с возрастом. В них и через них человек проявляет себя, и соответственно разрушается его самовосприятие. В свою очередь, это также служит для них значимой обратной связью. В отличие от ситуативных представлений о себе (то, как человек видит и чувствует себя в конкретный момент времени), Я-концепция создает у человека ощущение постоянной определенности, самоидентичности. В целом это диалектика формирования и проявления противоречивых, всегда неполных Я-концепций — Я-концепции с ее интеллектуальными, эмоциональными и поведенческими компонентами.
Как научная концепция, Я-концепция вошла в литературу относительно недавно.
Существует по крайней мере три основные формы самоотношения:
реальное Я — установки, относящиеся к тому, как человек воспринимает свои реальные способности, роли, статус, т.е. его представления о том, каков он на самом деле.
зеркальное (социальное) Я — установки, связанные с восприятием индивидом того, как его/ее видят другие.
идеальное Я — установки, связанные с представлениями индивида о том, каким бы он хотел быть.
Понятие самоопределения психологический смысл.
Динамика Я-концепции
Первым шагом в формировании концепции самости является осознание того, что человек является отдельной и самостоятельной личностью. Понимание этого начинает формироваться в раннем детстве. Формирование Я-концепции — это развитие представлений о себе. Я-концепция — это то, что видит человек, когда смотрит на себя с разных точек зрения, когда определяет свои внешние данные, личностные характеристики, черты, роли и социальный статус. В этом смысле Я-концепция — это система установок по отношению к самому себе. Это эго-идентичность или личностная идентичность человека, которая представляет собой набор самоопределений или образов самого себя.
В возрасте 16-17 лет на основе Я-концепции подростка как личности развивается особое личностное образование — психологическая готовность к самоопределению. Это возрастное формирование личности подростка с точки зрения самовосприятия субъекта: самоопределение характеризуется осознанием себя как члена общества и конкретизируется в новой, социально значимой позиции. Однако самоопределение личности предполагает не только знание субъектом самого себя, но и его деятельность, осуществляемую в соответствии с этим знанием. Самоконцепция меняется с возрастом и постепенно стабилизируется к началу подросткового возраста. Одно из исследований показало, что самооценка обычно минимальна в возрасте около 12 лет.
2. Ответьте на вопросы.
С помощью каких невербальных знаков люди демонстрируют позитивное отношение друг к другу? Приведите пример.
С помощью каких символических средств руководитель может продемонстрировать свою власть? Приведите пример.
КОНСПЕКТ ОТВЕТА
Невербальными знаками, демонстрирующими позитивное отношение друг к другу, могут быть жесты, мимика, смена позы, интонация и манера речи, тембр голоса или определенные демонстративные действия. В зависимости от темы разговора, соотношение между вербальной и невербальной составляющей общения может меняться в широких пределах.
Примером демонстрации открытости может служить следующее. Так, например, во время разговора человек разводит руками, свободно показывая ладони. Расправляет плечи и держит голову прямо. Смотрит в глаза собеседнику. Нет скованности в мимике, жестах, сидит или стоит естественно. От этой позы веет дружелюбием, искренним отношением, открытостью. Об этом же свидетельствует стремление пожать руку собеседника обеими руками. Мужчина может свободно откинуться на стуле, ослабить галстук и снять пиджак. Приведенные примеры невербальной коммуникации однозначно говорят о желании расположить к себе.