Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы: Государственный механизм - это система упорядоченных государственных органов взаимодействующих с обще-ственными структурами, осуществляющих свои внутренние и внешние функции и задачи. Следует отметить, что каждый госу¬дарственный орган отличается объемом и характером специальной компетенции, формами и видами деятельности и имеет свое место в общей структуре государственного устройства.
Важнейшие сферы жизнедеятельности общества регулируются посред-ством деятельности органов исполнительной власти, которые, согласно прин-ципу разделения властей в Российской Федерации, являются одним из главных направлений осуществления государственной власти в стране. От того, насколько эффективно будет организовано взаимодействие исполнительных органов власти между собой, по итогу будет зависеть уровень жизни населения страны, гарантия осуществления законных прав.
Объект исследования – общественные отношения, возникающие связи с функционированием системы государственной власти.
Предмет исследования – нормы права, регулирующие систему государственной власти.
Цель исследования – провести анализ органов государственной власти.
Для достижения этой цели предлагается решить следующие задачи:
1. Рассмотреть правовую природу органов государственной власти.
2. Привести классификацию органов государственной власти.
3. Раскрыть современные тенденции развития органов исполнительной власти в контексте проводи¬мой административной реформы.
Методологическую основу методы анализа, синтеза, индукции, дедукции, аналогии, формально-логический метод, формально-юридический метод, историко-правового анализа, метод системного анализа и некоторые другие.
1. Понятие и особенности органов государственной власти
Отечественной наукой понятие органа государственной власти исследовано достаточно полно, однако указанное обстоятельство не свидетельствует о наличии по данному вопросу единообразного подхода, напротив, можно говорить о разнообразных, зачастую конкурирующих точках зрения и подходах. Основные дискуссии ведутся по вопросам соотношения понятий «орган государственной власти» и «государственный орган», что связано, как представляется, с отсутствием законодательного разделения данных понятий: так, и Конституция Российской Федерации, и законодательные акты зачастую оперируют обоими терминами, не давая определения и не регламентируя принципов разделения данных понятий.
Указанное обстоятельство обусловливает существование в отечественной науке подхода, согласно которому понятия «орган государства» и «орган государственной власти» являются синонимичными и допустимо их употребление в одном смысле. Так, например, В.В. Оксамытный, описывая систему органов государства, не дает отличий между органами государственной власти и государственными органами, а лишь указывает, что они делятся на государственные учреждения, предприятия и собственно государственные органы , а В.С. Нерсесянц прямо говорит о том, что государственный орган является структурной частью механизма государственной власти, наделенной государственно-властными полномочиями .
Еще один сформированный наукой подход к решению данной проблемы заключается в том, что данные понятия признаются близкими по смыслу, но не тождественными. К примеру, А.Б. Венгеров предлагает рассматривать понятие органа государства в широком и узком смысле, в первом случае он представляет собой «орган, ориентированный на специальную функцию, необходимую для жизнедеятельности общества» , а во втором - как раз орган государственной власти. Ф.Г. Хуснутдинов указывает, что государственный орган - это часть системы органов государственной власти, но при этом отмечает, что «не каждый не каждый государственный орган можно охарактеризовать как орган государственной власти». М.В. Баглай в системе органов государства выделяет органы государственной власти, непосредственно государственные органы и органы государственной власти со специальным статусом, однако при этом указывает, что «в обиходе и в литературе оба термина используются как идентичные» .
Таким образом, органы государственной власти Российской Федерации – это институты государственной власти, которые обладают в пределах территории Российской Федерации возможностью предписывать обязательные для населения правила поведения, а также обеспечивают в необходимых случаях принудительное исполнение этих правил и разрешают юридические споры.
Важнейшие принципы формирования и деятельности органов государственной власти содержатся в гл. 1 Конституции РФ «Основы конституционного строя». Система органов государственной власти основывается на принципе демократического государства (ч. 1 ст. 1), что выражается в формировании законодательных (представительных) органов власти в Российской Федерации посредством выборов (ч. 3 ст. 3). Наряду с республиканской формой правления (ст. 1) народовластие предопределяет выборность главы государства и высших должностных лиц субъектов Российской Федерации (глав регионов). Конституционный принцип правового государства предписывает органам государственной власти соблюдать конституцию и законы, международные обязательства (части 2, 4 ст. 15) .
Наиболее значимой основой конституционного строя для рассматриваемых органов является принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Содержание этого принципа состоит в том, что каждая ветвь власти наделяется определённым объёмом компетенции, в которую не могут вторгаться иные ветви государственной власти. Исторически разделение властей было направлено против сосредоточения всей полноты власти в руках абсолютного монарха. Теория разделения властей была разработана в трудах европейских просветителей, в том числе Дж. Локка, Ш. Л. Монтескьё. Цель предотвращения деспотизма и произвола властей нашла своё воплощение в конституционных документах эпохи революций Нового времени. Согласно Декларации прав человека и гражданина Франции от 26 августа 1789 г., «всякое общество, в котором не обеспечена гарантия прав и не определено разделение властей, не имеет конституции» (ст. 16). Этот принцип увязывается с самим феноменом конституционализма, защитой индивидуальных свобод.
Действующая Конституция РФ 1993 г. в ст. 10 устанавливает, что государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.
Горизонтальное разделение властей предполагает существование на федеральном уровне трёх самостоятельных ветвей. Им соответствуют отдельные органы государственной власти и определённый объём их компетенции. Предназначение федеральной законодательной власти состоит в выработке представителями многонационального народа России наиболее важных правовых норм на основе согласования интересов различных социальных групп. Это обстоятельство объясняет использование синонима «представительные органы государственной власти». На общенациональном уровне законодательная власть представлена Федеральным Собранием – парламентом Российской Федерации, состоящим из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы .
Исполнительная власть на всей территории страны осуществляется Правительством РФ и иными федеральными органами исполнительной власти. Главной функцией органов исполнительной власти (иначе – административных органов) является публичное управление. Следует отграничивать действия или бездействие органов / должностных лиц исполнительной власти (административные акты), которые представляют собой вмешательство в субъективные публичные права граждан и их объединений (к примеру, установление обязательных требований) от деятельности административных органов по оказанию публичных услуг. Уже в силу самого названия эта ветвь власти имеет подзаконный характер. Взаимодействие административных органов с законодательной властью определяется принципом подотчётности.
Судебная власть на федеральном уровне вверяется высшим судебным органам – Конституционному Суду РФ и Верховному Суду РФ. Последний возглавляет систему судов общей юрисдикции и арбитражных судов. Главная функция судебной власти заключается в осуществлении правосудия, включая разрешение юридических споров, толкование конституционных предписаний и норм действующего законодательства. В силу официальной интерпретации «отправление правосудия является особым видом осуществления государственной власти. Применяя общее правовое предписание (норму права) к конкретным обстоятельствам дела, судья даёт собственное толкование нормы, принимает решение в пределах предоставленной ему законом свободы усмотрения…» (постановление Конституционного Суда РФ от 25 января 2001 № 1-П). Хотя в Конституции РФ провозглашается принцип осуществления правосудия только судом (ч. 1 ст. 118), не исключено разрешение споров негосударственными (к примеру, третейскими судами) и международными судами (например, Судом Евразийского экономического союза).
Самостоятельность органов государственной власти означает недопустимость вмешательства одной из ветвей власти в исключительные прерогативы других ветвей власти. Так, парламент не должен подменять собой органы правосудия.
Наряду с классической триадой ветвей власти в юридической науке выделяют контрольную, избирательную, президентскую и другие ветви. Аргументом в пользу выделения в России отдельной ветви власти для главы государства служат положения ст. 11 Конституции РФ, которая ставит Президента РФ над федеральным парламентом, правительством и судами. В то же время с точки зрения порядка обжалования правовые акты главы государства, так же как и акты органов прокуратуры или избирательных комиссий, подлежат судебному контролю в порядке административного судопроизводства (подпункты 7–11 ч. 1 ст. 20, п. 1 ст. 21 Кодекса административного судопроизводства РФ).
В связи со сложностями отнесения к одной из ветвей власти отдельных институтов принято проводить различие между органами государственной власти и иными государственными органами (Счётная палата, Генеральная прокуратура РФ, Центральная избирательная комиссия, Центральный банк и др.). Подобные органы, обладая сравнительно независимым статусом, наряду с функциями управления наделены ещё и широким объёмом контрольных полномочий.
С федеративным устройством РФ связано вертикальное разделение властей. Оно выражается в разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации (части 2, 3 ст. 11 Конституции РФ). Кроме того, разделение властей должно учитываться при разграничении компетенции между разными ветвями в конкретном российском регионе, т. к. упомянутая основа конституционного строя закрепляется «не только для федерального уровня, но и для организации государственной власти в её субъектах» (постановление Конституционного Суда РФ от 18 января 1996 № 2-П). Вертикальное разделение властей носит ограниченный характер. Так, к собственным судебным органам субъектов Российской Федерации относятся только мировые судьи.
Принцип разделения властей не отрицает единства системы публичной власти. В России органы публичной власти представляют собой родовое понятие, включающее в совокупности органы государственной власти, иные государственные органы и органы местного самоуправления. Понятие «орган публичной власти» появилось изначально в практике Конституционного Суда РФ и было введено в оборот, чтобы обозначить объединение органов государственной власти и органов местного самоуправления (постановление Конституционного Суда РФ от 15 января 1998 № 3-П). Идея единства публичной власти получила закрепление в ходе реформы 2020 г. непосредственно в конституционном тексте (ч. 3 ст. 132 Конституции РФ), а затем в Федеральном законе от 21 декабря 2021 г. № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации».
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
I. Нормативные правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голо-сованием 12.12.1993) [с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года] // Российская газета. — 2020. — 04 июля.
2. Об общих принципах организации законодательных (представи-тельных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Рос-сийской Федерации : федер. закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ (ред. от 21.12.2021) // Собрание законодательства РФ. — 1999. — № 42. —Ст. 5005.
3. Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации: Федеральный закон от 21.12.2021 № 414-ФЗ // Рос-сийская газета от 27 декабря 2021 г.
4. О структуре федеральных органов исполнительной власти : Указ Президента РФ от 21.01.2020 № 21 (ред. от 15.07.2022) // Собрание законо-дательства РФ. — 2020. — № 4. — Ст. 346.
II. Учебная и научная литература
5. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для юридических вузов и факультетов / М.В. Баглай. – М.: НОРМА; ИНФРА-М, 1998. – 732 с.
6. Венгеров, А.Б. Теория государства и права: Учебник для юриди-ческих вузов / А.Б. Венгеров. – М.: Омега-Л., 2002. – 683 с.
7. Должиков, А.В. Органы государственной власти Российской Фе-дерации / А.В. Должников // Общенациональный интерактивный энциклопе-дический портал «Знания». – 2022. – № 8. – С.78.
8. Занко Т.А. Особенности построения систем и структур органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации / Т.А. Занко // Гос-ударственная служба. – 2021. – № 4. – С. 14-19.
9. Ибрагимов О.А. Исполнительная власть и государственное управление: проблемы соотношения / О.А. Ибрагимов // Право, история, пе-дагогика и современность: Сборник статей II Международной научно-практической конференции, Пенза, 29-30 января 2021 года / Межотраслевой научно-информационный центр. – Пенза: Пензенский государственный аг-рарный университет, 2021. – С. 194-199.
10. Нерсесянц, В.С. Общая теория права и государства: Учебник для вузов / В.С. Нерсесянц. – М.: НОРМА, 2004. – 762 с.
11. Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти: Проект федерального закона N 40361-8 (внесен сенатором РФ А. А. Клишасом, депутатом ГД П.В. Крашенин-никовым) (принят в первом чтении 25.01.2022) [Электронный ресурс]. – Ре-жим доступа: base.garant.ru/77224618/ (дата обращения: 06.11.2022).
12. Оксамытный, В.В. Теория государства и права: Учебник для ву-зов / В.В. Оксамытный. – М.: ИМПЭ-ПАБЛИШ, 2004. – 762 с.
13. Фастович, Г.Г. Правовые особенности структуры органов госу-дарственной власти в Российской Федерации / Г.Г. Фастович // Аграрное и земельное право. – 2022. – № 2 (206). – С. 59-61.
14. Хуснутдинов, Ф.Г. Государственный орган и орган государ-ственной власти: соотношение понятий / Ф.Г. Хуснутдинов // Государствен-ная власть и местное самоуправление. – 2021. – N 10. – С. 20 - 24.