Фрагмент для ознакомления
2
Практические работы №3-4
Миссия библиотеки: разработка основных положений
Цель работы: детально рассмотреть и закрепить процесс разработки миссии библиотеки.
Содержание и методика работы: на основании лекционного материала «Концепция и этапы стратегического управления» разработать 5 миссий для библиотек различных типов (самостоятельный выбор), включающие следующие материалы:
1. Название и статус.
2. Виды информационно-библиотечной деятельности и услуги.
3. Стратегический ориентир.
4. Заинтересованные группы.
5. Основы жизнедеятельности.
Критерии оценки практической работы: умения и навыки, приобретенные в ходе выполнения практической работы, оцениваются по пятибалльной шкале. Ознакомиться с ними можно, обратившись к файлу «Критерии оценки».
Название и статус. 1. Научная библиотека
Виды информационно-библиотечной деятельности и услуги. Формы библиотечной услуги в научной библиотеке: выдача документа во временное пользование; передача его содержания путем копирования; предоставление возможности ознакомления с документами. Библиографические услуги реализуются в форме сообщения, содержащего справку или библиографическую консультацию по запросу; библиографического списка публикаций и библиографической продукции.
В научных библиотеках составляются тематические или отраслевые указатели, списки публикаций отдельных лиц и коллективов, списки с ссылками на труды заданных лиц и коллективов. К библиографическим услугам отнесены повышение библиографической грамотности, обучение пользователей созданию библиографической записи, формированию библиографического аппарата научных и учебных работ. Формами информационной услуги признаны предоставление пользователям информационных продуктов и полнотекстовой информации, отобранной и систематизированной в соответствии с определенными критериями.
Стратегический ориентир. Стратегия научной библиотеки
- организация библиотечного пространства, способного в долгосрочной перспективе отвечать на технологические изменения и меняющиеся потребности студентов, преподавателей и исследователей.
- завершить реформирование читальных залов, абонемента и холлов научной библиотеки в соответствии с перспективным планом «Обновление пространства Научной библиотеки: навстречу образованию и науке».
- реализовать меры по повышению доступности, открытости и комфортности библиотечного пространства.
- Нацеленность Научной библиотеки на приоритетные направления развития в части поддержки обучения и исследований на всех стадиях, а также работы с книжным культурным наследием потребует соответствующих организационных решений, перестройки штатной структуры библиотеки. Это вызовет одновременно и изменения в области развития кадрового потенциала, поскольку именно персонал станет ключевым фактором, определяющим реализацию стратегии. Усилия будут направлены на повышение квалификации библиотечных кадров и подготовку новых лидеров, способных взять на себя руководство новыми направлениями работы.
- Библиотека также должна стать привлекательным местом для трудоустройства специалистов с профильным библиотечным образованием.
- Немаловажной частью стратегии является широкое вовлечение персонала к управлению изменениями.
- Специалисты Научной библиотеки должны формировать стратегию библиотеки, активно участвуя в стратегических сессиях, понимая и разделяя ее основные задачи и руководствуясь ею в повседневной работе.
Заинтересованные группы. Студенты, аспиранты, доктора наук, магистры, все кто интересуется наукой и разработками, студенты колледжей ВУЗов
Основы жизнедеятельности Научно-исследовательская деятельность. патентные исследования, семинары, конференции, выставки
Название и статус. 2. Детская библиотека
Детские библиотеки России – специализированные библиотеки, обслуживающие детей до 14 лет (включительно), их родителей, учителей, воспитателей и других пользователей, профессионально занимающихся вопросами детского чтения и детской литературы, культуры и информации для детей
Виды информационно-библиотечной деятельности и услуги. - Вся деятельность детской библиотеки направлена на приоритетное обслуживание определённой категории населения – детей.
- предоставление равных условий доступа к информации всем гражданам, независимо от возраста, пола, образования и т.д.
- Детская библиотека должна обеспечивать своим пользователям возможность пользования современными информационными технологиями, доступ к информационным сетям, расширять сферу услуг в режимах локального и удаленного доступа.
- Детская библиотека формирует и изучает интересы и потребности своих читателей, степень использования фондов документов и соответствия их запросам пользователей и задачам библиотек.
- Детская библиотека должна быть центром детства в зоне обслуживания: собирать, анализировать информацию о детском чтении, культурной среде детства, образовательной среде; выступать хранителем детской субкультуры. С этой целью детская библиотека сотрудничает со всеми государственными, коммерческими, некоммерческими, общественными организациями, занимающимися проблемами детства и защиты прав ребёнка.
- Детская библиотека может сотрудничать с зарубежными организациями, вступать в отечественные и зарубежные профессиональные объединения, региональные библиотечные общества, ассоциации, партнерства и др.
- Современная детская библиотека должна иметь различные формы обслуживания:
- внутри библиотеки – на абонементах, в читальных залах и других специально выделенных подразделениях и зонах (локальный доступ);
- вне библиотеки – через абонемент или имеющиеся формы доставки документов и информации: межбиблиотечный абонемент, внутрисистемный книгообмен, электронная доставка документов, Интернет (удалённый доступ);
- сервисной доставки документов и информации к месту жительства, учебы (внестационарное обслуживание).