Фрагмент для ознакомления
2
Обоснование обучающего курса
В управленческой деятельности современные специалисты обязаны владеть рядом компетенций, которые способствуют оптимизации взаимодействия с другими людьми. Считается, что в этом взаимодействии менеджеру важно понимать свое эмоциональное состояние, эмоциональное состояние другого человека; управлять и эмоциями и владеть навыками саморегуляции. Все это объединяется понятием «эмоциональный интеллект», который становится фундаментом успешного регулирования отношений и поведения сотрудников в организации.
Поэтому для будущего менеджера актуализируется необходимость изучения эмоционального интеллекта для осуществления позитивных межличностных коммуникаций и эффективного выполнения профессиональных обязанностей в меняющихся социально-экономических обстоятельствах.
Цель обучающего курса Получение представлений и знаний об эмоциональном интеллекте и о возможностях его развития в управленческой деятельности
Задачи обучающего курса изучение современных подходов к определению понятия эмоционального интеллекта;
формирование понимания сущности эмоций и их осознанности, как основы эмоционального интеллекта;
обучение распознаванию своих и чужих эмоций, управлению ими в деловом взаимодействии;
формирование знаний об эмоциональной регуляции поведения;
формирование знаний об основных методах развития эмоционального интеллекта
Результаты обучающего курса Участники, успешно освоившие обучающий курс, способны:
понимать сущность эмоционального интеллекта и его роль в межличностном взаимодействии;
осознавать свои и чужие эмоции;
понимать последствия негативного проявления эмоций;
управлять эмоциональным состоянием в деловом взаимодействии;
применять техники регуляции эмоционального состояния;
использовать методы развития эмоционального интеллекта в условиях управленческой деятельности
Аудитория Менеджеры организации
Трудоемкость обучающего курса Лекции 6 часов
Практические занятия 8 часов
Самостоятельная работа 2 часа
Общая трудоемкость 16 часов
Правила организации обучающего курса
1. Программа обучающего курса реализуется в процессе индивидуального и группового консультирования менеджеров организации.
2. Кратность групповых встреч: 2 раза в неделю
3. Продолжительность группового занятия: 2 часа.
Принципы обучающего курса
1. Индивидуальный подход
2. Сознательное и активное участие обучающихся
3. Научность и доступность информации
4. Связь теории с практикой
5. Уважительное отношение обучающихся друг к другу
6. Добровольное участие в обучающем курсе
Критерии эффективности обучающего курса
1. Посещаемость занятий
2. Включенность участников курса в процесс обучения
3. Наличие обратной связи от обучающихся
4. Удовлетворенность обучающихся полученными знаниями, умениями, достигнутыми результатами
Педагогические технологии обучающего курса
1. Информационно-коммуникативные технологии
2. Командно-групповые методы
3. Метод «case study»
4. Технология развития критического мышления
5. Проблемно-диалогическая технология обучения
Содержание обучающего курса
№ занятия Наименование занятия Содержание занятия
1 неделя
Занятие 1 Современные подходы к определению понятия эмоционального интеллекта 1. Природа эмоционального интеллекта.
2. Модели эмоционального интеллекта зарубежных ученых.
3. Модели эмоционального интеллекта отечественных ученых
Занятие 2 Эмоции. Управление интенсивностью эмоций 1. Колесо эмоций. Законы эмоциональных проявлений
2. Самозащита от разрушительных эмоций. Разбор кейса.
3. Техники снижения интенсивности разрушительных эмоций
2 неделя
Занятие 3 Эмоциональный интеллект как
фактор управления эмоциональным состоянием и поведением личности сотрудника в профессиональной деятельности 1.Эмоциональный интеллект и межличностные отношения в организации.
2.Влияние эмоционального состояния на успешность делового взаимодействия.
3. Обзор техник сознательной регуляции эмоционального состояния и поведения
Занятие 4 Основные методы развития эмоционального интеллекта в условиях управленческой деятельности 1. Повторить изученный материал.
2. Мастер-класс «Эмоциональная грамотность».
3. Обсуждение результатов мастер-класса.
4. Подведение итогов обучающего курса
Оценка результатов
Оценка полученных знаний, умений и навыков производится на основании результатов мастер-класса и чек-листа, проведенного на 4 занятии.
Информационные ресурсы
1. Андреева И. Н. Предпосылки развития эмоционального интеллекта / И. Н. Андреева // Вопросы психологии. - 2012. - № 5. - С. 57-65.
2. Андреева И. Н. Эмоциональный интеллект как феномен современной психологии / И. Н. Андреева. - Новополоцк : ПГУ, 2011. - 388 с.
3. Андреева И.Н. Понятие и структура эмоционального интеллекта // Социально-психологические проблемы ментальности: 6-я Международная научно-практическая конференция, 26-27 ноября 2004 года, Смоленск: в 2 ч. - Смоленск: Изд-во СГПУ, 2004. Ч. 1. - С. 22-26.
4. Большой психологический словарь / Под редакцией Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. – М.: Прайм-Еврознак, 2013. - 672 с.
5. Гоулман, Д. Эмоциональный интеллект / Дэниел Гоулман; пер. с англ. А.П. Исаевой. - М.: ACT: ACT МОСКВА; Владимир: ВКТ, 2009 – 478 с.
6. Карпов, А.В. Психология эмоционального интеллекта: теория, диагностика, практика: монография / А.В. Карпов, А.С. Петровская; Яросл. гос. ун-т. – Ярославль : ЯрГУ, 2008 – 344 с.
7. Карузо, Д., Сэловей, П. Эмоциональный интеллект руководителя. Как развивать и применять / СПб.: Питер, 2016. – 320 с.
8. Люсин Д.В. Современные представления об эмоциональном интеллекте // Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. - М.: Институт психологии РАН, 2012. - С. 29-36.
9. Мэйер, Дж., Сэловей, П., Карузо, Д.. Эмоциональный интеллект. – М.: Институт психологии РАН, 2010. – 146 с.
10. Шабанов, С, Алешина, А. Эмоциональный интеллект. Российская практика, 4-е изд. – М.: Манн, Иванов и Фарбер, 2017. – 432с.
План занятия №1
«Современные подходы к определению понятия эмоционального интеллекта»
Цель занятия: познакомить обучающихся с понятием эмоционального интеллекта.
Задачи:
1. Ознакомить обучающихся с сущностью эмоционального интеллекта
2. Представить основные модели и структурные элементы эмоционального интеллекта
Методы обучения: интерактивный метод в форме обсуждения проблемных вопросов.
Материально-техническое оснащение: ПК, проектор, доска-флипчарт магнитно-маркерная, маркеры, ручки, карандаши, бумага А4.