Фрагмент для ознакомления
2
МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОС-СИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 24 июля 2015 года N 514н
Об утверждении профессионального стандарта
"Педагог-психолог (психолог в сфере образования)"
Цель данного профессионального стандарта для регулирования психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в образовательных организациях; оказание психолого-педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья, в том числе несовершеннолетним обучающимся, признанным в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющимся потерпевшими или свидетелями преступления
Структура приказа от 24.07.2015 №514 : Состоит из 4 блоков: Об-щие сведения, описание трудовых функций, входящих в профессиональ-ный стандарт, характеристика обобщенных трудовых функций, сведения об организациях – разработчиках профессионального стандарта.
Рекомендации по планированию работы педагога – психолога
Предназначение плана – упорядочить психолого – педагогическую деятельность, обеспечить планомерность управляемость и систематичность процесса психолого – педагогического сопровождения.
План выполняет функции:
1.Направляющую, определяющую;
2.Прогнозирующую;
3.Организаторскую;
4.Контрольную;
5.Воспроизводящую.
План должен соответствовать ряду требований:
1.План является целенаправленным;
2.План является комплексным, предполагающим разнообразное со-держание;
3.План является конкретным и целесообразным:
4.План является реальным для выполнения.
План работы педагога – психолога:
1.Диагностическое направление:
А.Диагностика зоны актуального развития и познавательных про-цессов обучающихся;
Б.Обследование интеллектуальной сферы обучающихся;
В.Исследование уровня вербально – логического мышления;
Г.Диагностика уровня тревожности;
Д.Исследование личностных особенностей обучающихся.
2.Консультативно – просветительское направление:
А.Проведение консультаций для учащихся средних и старших клас-сов, педагогов, родителей по вопросам педагогического общения, пробле-ма семейного воспитания, выбора будущей профессии;
Б.Проведение классных часов;
В.Выступления на родительских собраниях.
3.Коррекционно – развивающая работа:
А.Развивающие занятия по профилактике школьно дезадаптации;
Б.Развитие коммуникативных навыков;
В.Формирование устойчивости личности школьника к кризисным си-туациям.
4.Методическая работа:
А.Оформление учетно – отчетной документации;
Б.Разработка программ коррекционной работы, подготовка выступ-лений на научно – методических собраниях;
В.Проведение интерактивных семинаров совместно с психологами;
Г.Участие в научных конференциях.
Выделяются следующие функции:
Обобщенные трудовые функции, входящие в профессиональный стандарт:
1. Психолого-педагогическое сопровождение образовательного про-цесса в образовательных организациях общего, профессионального и до-полнительного образования, сопровождение основных и дополнительных образовательных программ. Может реализовываться психологом, педаго-гом-психологом и психологом образовательной организации. Требуется наличие высшего образования по профильному направлению. К работе не допускаются лица с судимостью. Включает в себя следующие трудовые функции:
Рекомендации по планированию работы педагога-психолога:
1. Определить цель психологического сопровождения образо-вательного процесса.
Необходимо руководствоваться программой развития образовательного учреждения и целью деятельности образовательного учреждения на дан-ный год.
Цель конкретизируется задачами, которые, в свою очередь, определяют основные направления, виды и результаты деятельности службы.
2. Сформулировать задачи психологического сопровождения образовательного процесса на учебный год
Задачи психологического сопровождения образовательного процесса на учебный год должны быть согласованы с задачами образовательного учреждения. Педагог-психолог ведет работу, направленную на достиже-ние целей и задач образовательного учреждения в пределах своей компе-тенции. Задачи определяют основные направления, виды и результаты де-ятельности службы.
3. Выделить основные направления деятельности педагога-психолога.
В данном разделе раскрывается содержание направлений имеющих кон-кретные ограниченные сроки, однозначные результаты, подразумевают определенных участников.
4. Рассмотреть основное содержание деятельности по психоло-гическому сопровождению образовательного процесса.
Здесь раскрывается содержание направлений и видов деятельности психо-логической службы (диагностической, коррекционно-развивающей, экс-пертной, организационно-методической и просветительской деятельности с конкретизацией работ по срокам выполнения, а также прогнозируемый результат деятельности) исходя из поставленных целей и задач.
Задачи содержания и формы работы с родителями
• Организация психологического сопровождения дошкольников
• Предупреждение или коррекция возможной дезадаптации
• Снижение уровня эмоционального напряжение, повы-шение уверенности в себе
• Снизить тревожность;
• Сформировать чувство психологической защищенности у де-тей в условиях совместной творческой деятельности; Развить конструк-тивные способы взаимодействия в детском коллективе.
• Повышение сопротивляемости к стрессу, развитие эмоциональ-но- волевой сферы, нормализация эмоционального фона
• Обеспечение психологического сопровождения детей, фор-мирование учебной мотивации
• Оказание помощи в проблемных ситуациях, коррекция возни-кающих проблем
• Оказание помощи в проблемных ситуациях, коррекция воз-никающих проблем, сохранение психического здоровья учащих-ся, формирование школьной учебной мотивации, оказание помощи в профессиональном самоопределении, преодоление кризисной ситуа-ции, профилактика суицида
• Оказание помощи в проблемных ситуациях, коррекция возни-кающих проблем, нормализация отношений, совместное решение про-блем поведения ребенка
• Психопросвещение родителей
• Повышение психологической компетентности участников обра-зовательного процесса для увеличения общего уровня адаптированности первоклассников, пятиклассников
• Психопросвещение родителей, повышение интереса родителей к проблеме одаренности и её развитие