Фрагмент для ознакомления
1
Введение………………………………………………………………………...…3
1.План - конспект образовательно - просветительской работы с родителями в специальной (коррекционной) школе-интернат № 2 в Москве (СКОШИ № 2)……………………………………………………………………………………4
2.Рекомендации родителям………………………………………………….….14
Выводы………………………………………………………………………...…18
Список литературы………………………………………………………………17
Фрагмент для ознакомления
2
1.План -конспект образовательно - просветительской работы с родителями в специальной (коррекционной) школе-интернат № 2 в Москве (СКОШИ № 2)
Просветительская образовательная работа с родителями (в коррекционном - инклюзивном) в специальной (коррекционной) школе-интернат № 2 в Москве (СКОШИ № 2) происходит при взаимодействии со специалистами на основании следующих принципов:
1. Индивидуальный подход к каждой семье.
2. Соблюдение морально-этических норм в работе с каждой семьей, воспитывающей ребенка с особыми образовательными потребностями.
3. Конфиденциальность в общении между профессионалами и опекунами.
4. Своевременное оказание коррекционно-педагогической поддержки ребенку и его семье с момента поступления в образовательное учреждение.
5. Равноправное партнерство с семьей.
6. Педагогический оптимизм, а также, направленность на положительный прогноз в развитии ребенка.
7. Комплексный подход в системе психолого-педагогической помощи семье, содержательный обмен информацией в процессе сотрудничества между педагогами и специалистами.
Алгоритм психолого-педагогической работы с семьей по воспитанию ребенка с ограниченными возможностями осуществляется на основании плана – конспекта, в виде следующих этапов:
1. Семейные исследования:
- изучение особенностей функционирования семьи;
- выявление скрытых ресурсов;
- сбор информации о социальном окружении;
- изучение потребностей родителей и детей.
2. Мотивация к работе, сотрудничеству для установления контакта и преодоления психологических защитных реакций.
3. Оценка методов оказания психолого-педагогической поддержки.
4. Выбор рабочих зон в соответствии с результатами диагностики.
5. Семье предоставляются психолого-образовательные программы, направленные на повышение социального статуса родителей, восстановление и расширение социальных отношений, а также на поиск возможностей для семьи полагаться на собственные ресурсы.
6. Анализ эффективности достигнутых результатов.
В процессе ознакомления с условиями воспитания ребенка с инвалидностью в семье собирается информация по следующим вопросам:
- состав семьи, материальное обеспечение, род занятий взрослых, санитарно-гигиенические условия;
- семейные отношения, уровень общей культуры родителей, отношение родителей к ребенку, привязанность ребенка к семье;
- поведение и деятельность ребенка дома, любимые игрушки, занятия, формы общения с ребенком в семье, предъявление требований к действиям и мероприятиям со стороны семьи, составление распорядка дня.
Индивидуальные маршруты для сопровождения семьи с ребенком-инвалидом включают:
- План работы всех специалистов, работающих с семьей.
- Результаты и плановые показатели контрольного раздела диагностики семей с детьми-инвалидами на начало работы.
- Направление и программа работы по коррекции и развитию в контексте каждого специалиста, работающего с семьей.
- Направления и мероприятия, направленные на воспитание и социализацию детей с ограниченными возможностями.
Процесс организованного сотрудничества с семьей включает в себя:
- изучение и описание просьб о помощи;
- изучение условий, в которых проживает семья;
- выяснение общих проблем семьи и ее особенностей, отличий от других;
- выяснение целей и ожиданий семьи;
- наблюдение за формами реакций (молчать, рассказывать, ссориться, вести себя агрессивно, не доверять и т.д.);
- изучение тех, кто уже помог этой семье и помогает в настоящее время;
- последствия ухода из семьи ее членов;
- исследование прошлого семьи;
- изучение личностных особенностей членов семьи.
1.Семейная диагностика - это постоянный компонент, на котором основана система помощи и поддержки семьям. Проведение диагностических процедур требует соблюдения ряда принципов: комплексности, объективности, достаточности, последовательности и т.д. Вам не следует расширять диагноз, если для этого нет необходимых показаний. Новое исследование может быть проведено только на основе анализа предыдущей диагностической информации. Необходимо начать с первичной диагностики жалоб родителей, а затем, изучив обоснованность этих жалоб, выявить причины этих нарушений.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Агафонова Е.Л. Готовность учителей, как основной фактор успеха инклюзивного процесса в образовании // Психологическая наука и образование № 1: Инклюзивный подход и поддержка семьи в современном образовании. Москва, 2019. 302с
2. Алехина С.В. Инклюзивное образование в Российской Федерации // Доклад С.В. Алехиной, представленный 7.12.2018 в рамках Международного симпозиума "Инвестиции в образование - вклад в будущее". 102с.
3. Михальченко К.А. Инклюзивное образование - проблемы и решения / К.А. Михальченко // Теория и практика образования в современном мире. Санкт-Петербург. 2019. 209с.
4. Никишина В.Б. Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития: пособие для психологов и педагогов. - М.: ВЛАДОС, 2018. 113с.
5. Петровский А. В. Общая психология: Учебное пособие для студентов педагогических институтов Петровский А.В. - М.: Просвещение, 2016.423с.
6. Пенин Г.Н. Инклюзивное образование как новая парадигма государственной политики // Вестник Герценовского университета. – 2019 №6. 47с.
7. Сабельникова С.И. Развитие инклюзивного образования. Справочник руководителя образовательного учреждения. 2019. № 3. 54с.
8. Сергеева К.А. Адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования // Материалы Российского форума "Педиатрия Санкт-Петербурга: опыт, инновации, достижения". Санкт-Петербург, 2019.169с.
9. Сорокоумова С.Н. Психологические особенности инклюзивного образования. // Труды Самарского научного центра Российской академии наук, вып. 12. - №3. – 2019.159с.