Фрагмент для ознакомления
2
Задание 1
Что такое объем и содержание понятия? На какие виды разделяются понятия по объему? На какие виды они разделяются по содержанию?
Ответ
Понятие – это форма мышления, отражающая предметы в их существенных признаках. Признаком предмета называется то, в чем предметы сходны друг с дру-гом или чем они друг от друга отличаются. Как форма абстрактного мышления по-нятия отражают предметы в необходимых признаках, которые выражают наиболее важное, существенное в предметах [5].
Понятия могут классифицироваться по объему и содержанию.
По объему понятия могут быть единичными, общими и пустыми.
Объем единичных понятий составляет один предмет (столица Франции, Орга-низация Объединенных Наций, Солнце).
Объем общих понятий составляет множество предметов (государство, юриди-ческое лицо, школа, цвет, преступление).
Общие понятия могут быть регистрирующими и нерегистрирующими. В реги-стрирующих понятиях множество мыслимых в них предметов поддается учету, ре-гистрации (осужденный преступник, студент МГИМО, ветеран ВОВ, президент США). В нерегистрирующих понятиях неопределенное число предметов или беско-нечный объем (врач, ребенок, несправедливость, леопард).
Нулевые (пустые) понятия не имеют объемы и представляют собой классы ре-ально не существующих предметов (кентавр, круглый треугольник, бог, русалка, вечный двигатель, человек ростом 10 метров).
По содержанию понятия могут быть: конкретные и абстрактные; относитель-ные и безотносительные; положительные и отрицательные; собирательные и несоби-рательные.
В конкретных понятиях мыслятся самостоятельно существующее предметы (мать, истец, треугольник, береза, преступление). В абстрактных понятиях мыслится не сам предмет, а какой-либо из признаков предмета (белизна, красота, отцовство, честность). В данном случае существуют белые платья, красивые вещи. Но белизна, красота и т.п. как отдельные, воспринимаемые вещи не существуют.
Относительные понятия подразумевают предметы, существование одного из которых предполагает существование другого (начальник – подчиненные, родители – дети, теизм – атеизм, справедливость - несправедливость). Здесь понятия зависят друг от друга, без начальника нет подчиненных, без детей родителей, без теизма ате-изма и т.д. Безотносительные понятия подразумевают самостоятельно существую-щие предметы, независимо от других (дерево, суждение, звезда, здание).
Содержание положительных понятий составляет свойства, присущие предмету (моральное поведение, высокий человек, грамотное письмо). В содержании отрица-тельных понятий указывается на отсутствие у предмета определенных свойств (амо-ральное поведение, невысокий человек, безграмотное письмо).
В собирательных понятиях мыслится группа однородных предметов как еди-ное целое (класс, городская дума, созвездие, батальон). Содержание собирательного понятия нельзя отнести к каждому отдельному элементу, входящему в объем этого понятия. Содержание несобирательных понятий можно отнести к каждому предмету того класса, который охватывается понятием (ученик, депутат, звезда, солдат) [3].
Таким образом, классификацию понятий можно представить следующей схе-мой:
1. По объему
- единичные (мыслится один предмет – Луна);
- общие (мыслится множество предметов): регистрирующие понятия (состав-ляющие их предметы поддается учету, регистрации – страна), нерегистрирующие понятия – составляют неопределенное число предметов (ребенок);
- нулевые (пустые) понятия – составляют реально не существующие (русалка).
2. По содержанию.
- конкретные понятия – мыслится предмет как самостоятельно существующий (учитель) и абстрактные понятия – мыслится какой-либо признак, свойство, отноше-ние предмета, взятый отдельно от предмета (честность);
- относительные понятия – мыслятся предметы, существование одного из ко-торых предполагает существование другого (дети – родители) и безотносительные понятия - мыслятся предметы, существующие самостоятельно, независимо от друго-го предмета (кошка);
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бочаров В.А. Основы логики: учеб. / В. А. Бочаров, В. И. Маркин. – М.: ИД «ФОРУМ» : ИНФРА-М, 2018. – 334 с.
2. Веревичев И.И. Курс лекций по логике: учебное пособие. – Ульяновск: Ул-ГТУ, 2013. – 228 с.
3. Демидов И.В. Логика: Учебное пособие для юридических вузов / Под ред. доктора философских наук, проф. Б.И. Каверина. – М.: Юриспруденция, 2000. – 208 с.
4. Ивин А.А. Логика: Учеб. пособие для студентов вузов. – М.: ООО «Издатель-ство Оникс», 2008. – 336 с.
5. Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика: Учебник. – М.: ТК Велби, 2008. – 240с.
6. Светлов В.А. Логика. Современный курс: учебное пособие для академическо-го бакалавриата. –2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 403 с.