Фрагмент для ознакомления
2
Система мониторинга содержит 5 образовательных областей, соответствующих ФГОС ДО: «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Художественно- эстетическое развитие» и интегративные качества.
Все это позволяет осуществить как комплексный подход к оценке развития ребенка, так и в одной из образовательных областей.
Оценка уровня овладения ребенком необходимыми навыками и умениями по каждой из образовательных областей и интегративным качествам, выведенным из ООП ДО:
1 балл – ребенок не может выполнить все предложенные задания, помощь взрослого не принимает, большинство компонентов недостаточно развиты;
2 балла – ребенок с помощью взрослого выполняет некоторые предложенные задания, отдельные компоненты не развиты;
3 балла – ребенок выполняет самостоятельно и с частичной помощью взрослого все предложенные задания, соответствуют возрасту;
4 балла – ребенок выполняет все предложенные задания самостоятельно, высокий уровень развития.
Таблицы мониторинга образовательного процесса заполняются два раза в год – в сентябре и мае.
Педагогическая диагностика проводится посредством методов наблюдения, игры или беседы. Обследование должно проходить в доброжелательной атмосфере с оказанием ребенку эмоциональной поддержки.
Полученные результаты детей заносятся в сводную таблицу группы. Анализ мониторинга позволяет увидеть уровень развития детей всей группы и каждого ребенка в отдельности.
Для заполнения таблиц у воспитателя уже сложился определенный образ ребенка и при оценивании используются те сведения, которые накопились за определенное время наблюдений. При наличии сомнений в оценивании, воспитателю необходимо провести дополнительно наблюдение за ребенком в определенных видах свободной деятельности.
Технология работы с таблицами состоит из двух этапов.
Этап 1. Напротив фамилии и имени каждого ребенка проставляются баллы в каждой ячейке указанного параметра, по которым потом считается итоговый показатель по каждому ребенку (среднее значение можно получить, если все баллы сложить (по строке) и разделить на количество параметров, округлять до десятых долей). Данный показатель необходим для составления индивидуального образовательного маршрута ребенка.
Этап 2. После прохождения диагностики подсчитывается итоговый показатель по группе: среднее значение можно получить, если все баллы сложить (по столбцу) и разделить на количество детей, округлять до десятых долей). Данный показатель необходим для ведения учета групповых промежуточных результатов освоения ООП ДО.
Нормативные варианты личностного развития ребенка и всей группы:
- Низкий уровень – менее 1,5 балла (выраженные несоответствия возрасту);
- Ниже среднего уровня – от 1,5 до 2,7 баллов (проблемы в развитии ребенка);
- Средний уровень (норма) – от 2,8 до 3,5 баллов;
- Высокий уровень – выше 3,5 баллов.
Критерии оценки усвоения образовательных областей
Средняя группа
Интегративное качество по ООП ДО - «Способность решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту»
1. Владение элементарными навыками самообслуживания.
2. Ориентирование в пространстве ДОО.
3. Умение играть в простейшие настольно-печатные игры.
4. Проявление инициативы и самостоятельности в организации знакомых игр с небольшой группой детей.
5. Проявление инициативы в выборе роли, сюжета, средств перевоплощения в театрализованных играх.
6. Совершение попыток самостоятельного обследования предметов, используя знакомые и новые способы, при этом активное применение всех органов чувств (осязание, зрение, слух, вкус, обоняние, сенсорно-моторные действия).
7. Способность конструировать по собственному замыслу.
8. Способность использовать простые схематические изображения для решения несложных задач, строить по схеме, решать лабиринтные задачи.
9. Начало появления образного предвосхищения.
10. Способность самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему.