Фрагмент для ознакомления
2
1. Философские и культурологические аспекты инклюзивного образования.
Философия является фундаментом анализа исторических и мировоззренческих позиций образования «инклюзии», как современной социокультурной реальности. Разрабатывается методологическая основа для развития инклюзивных образовательных процессов. Так в зарубежные и отечественные исследователи, изучая феномен инклюзии базируются на философские, научно-теоретические позиции.
За рубежом основой исследований инклюзивного обучения стоят философские идеи экзистенциализма, прагматизма, постмодернизма, феноменологии, которые в теории и методологии конкретных наук - психологии, педагогики, социологии - преломляются в интерактивный подход.
В работах Э. Гофмана, К. Молленхауера, Т. Томаса представлена педагогическая концепция социально-феноменологического подхода в которой показано осмысление природы ребенка, его опыта чувственной жизни, существовавшее в определенной социально детерминированной пространственно-временной и языковой среде. Созданный за рубежом персоналистский подход образовательной интеграции включает в себя следующие направления: позицию гуманистической психологии (А. Маслоу, Г. Мерфи, Г. А. Мюррей, Г. Оллпорт, К. Роджерс, и др.) и концепцию социальной теории аутопоэза (Ф. Варела и У. Матурана).
Отечественные исследователи Л. М. Кобрина, О. Ю. Разумова и другие исследуя теорию и практику интегрированного обучения основываются на идеи марксистской философии как методологической основы советской психологии (работы П. П. Блонского, Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурия, С. Л. Рубинштейна и др.), дефектологии (Р. М. Боскис, Т. А. Власова, С. А. Зыков, В. И. Лубовский, Ж. И. Шиф), специальной педагогики и специальной психологии - культурно-историческая психология, теория деятельности, концепция единства закономерностей развития в условиях онтогенеза и дизонтогенеза и др.
Таким образом, можно сказать, что развитие инклюзивного образования очень важно. Оно позволят реализовать право на образование лиц с особыми образовательными потребностями, создать новый механизм взаимодействия специального и массового образования, адаптировать образовательные программы для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья, снизить степень изолированности людей с ограниченными возможностями здоровья, повысить их социальную адаптивность и активность в образовательной сфере.
2. Инклюзивное образование как предмет психолого-педагогических исследований.
Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья – физическое лицо, у которого есть недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогическим обследованием, препятствующие получению образования без создания специальных условий.
На сегодняшний момент как образование, так и место в обществе человека с ограниченными возможностями здоровья отражает термин «инклюзия» (фр. Inclusif – включающий в себя, лат. Include – заключаю, включаю, вовлекаю) – «включение», он означает обучение к потребностям обучающегося.
В основу педагогической классификации таких нарушений входит характер важных образовательных потребностей людей с нарушениями в развитии и степень нарушения.
Различают следующие категории лиц с нарушениями в развитии:
1) лица с нарушениями слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);
2) лица с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие);
3) лица с нарушениями речи;