Фрагмент для ознакомления
2
1. Международные акты, выступающие правовой основой инклюзивного образования
Всеобщая декларация прав человека (1948г.) «право на образование приобретает универсальный характер и применяется на любой территории, к которой принадлежит человек». Одним из основных направлений в образовании является развитие личности и уважение к правам и свободам человека.
Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966) Ст.13 Пакта подтверждает право на образование за каждым человеком, выделено четыре составляющих обязанности государства в области права на образование: наличие, доступность, приемлемость и адаптируемость.
Конвенция ООН о правах ребенка (1989) Государства-участники, признавая права ребенка на образование, берут на себя обязательства по введению на своих территориях обязательного и бесплатного начального образования, развитию доступности различных форм среднего образования, включая общее и профессиональное образование, обеспечению доступности материалов и информации в сфере образования, а также принимать меры по содействию регулярному посещению школ. В ст.23 признается, что неполноценный в умственном или физическом отношении ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его активное участие в жизни общества. Ст.28 Конвенции признает право ребенка на образование, ст.29 отражает принципы образования.
Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Европейская конвенция прав человека 1950г.) В протоколе №1, ст.2 к этой Конвенции закреплено кроме всеобщего равного права на образование еще и обязанности государства уважать, принимать и обеспечивать образование и обучение, родителям ребенка такое образование и обучение, которое соответствует их философским взглядам и религиозным убеждениям.
Конвенция СНГ о правах и основных свободах человека(1995) В ст.27 закрепляется за государствами-участниками: «Никому не может быть отказано в праве на образование. При осуществлении любых функций, которые государство – участник Конвенции приняло на себя в отношении образования и обучения, оно должно уважать право родителей обеспечивать своим детям такое образование и обучение, которое соответствует их собственным убеждениям и национальным традициям».
Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования (1960) Ст. 1 этой Конвенции запрещает проявление любой дискриминации в области образования, в частности: закрытие для какого-либо лица или группы лиц доступа к образованию любой ступени или типа; ограничение образования для какого-либо лица или группы лиц низшим уровнем образования; создание и сохранение раздельных систем образования или учебных заведений для каких-либо лиц по общему правилу; создание положения, несовместимого с достоинством человека, в которое ставится какое-либо лицо или группа лиц, стремящихся к получению образования.
Декларация ООН о правах умственно отсталых лиц (1971) За умственно отсталыми людьми наряду со всеми закрепляется право на осуществление в максимальной степени тех же прав, что и у других людей, в том числе право на образование и обучение.
Декларация ООН о правах инвалидов (1975) Положения Декларации призывают к уважению чести и достоинства людей с инвалидностью, а также признанию за ними всей совокупности признанных на международной арене гражданских и политических прав наравне с другими людьми. Однако, данный документ носил рекомендательный характер и не устанавливал четких норм относительно реализации права на образование, а также не содержал предписаний о необходимости приведения в соответствие с данными положениями норм внутригосударственного права отдельно взятых государств.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Бельгисова, К. В. Совершенствование правового регулирования инклюзивного обучения в системе высшего образования в Краснодарском крае [Электронный ресурс] : монография / К. В. Бельгисова, Е. Л. Симатова, О. В. Шаповал. - Электрон, текстовые данные. - Краснодар : Южный институт менеджмента, 2017. - 168 с. - 978-5-93926 - 293-4. - Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/78382.html
2. Семенова, Л. Э. Психологическое благополучие субъектов инклюзивного образования [Электронный ресурс] : учебно-методическое пособие / Л. Э. Семенова. - Электрон, текстовые данные. - Саратов : Вузовское образование, 2019. - 84 с. - 978-5-4487-0514-4. - Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru /84679.html
3. Интегрированное и инклюзивное обучение в образовательном учреждении. Инновационный опыт [Текст] / авт.-сост. А. А. Наумов., В. Р. Соколова, А. Н. Седегова. – Волгоград : Учитель, 2012. – 147 с.
4. Горюшина, Е. А., Гусева, Н. А., Румянцева, Н. В. Повышение доступности реализации дополнительных общеобразовательных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья [Текст] : метод. рекомендации / Н. В. Румянцева, Е. А. Горюшина, Гусева Н. А. – Ярославль : изд-во ЯГПУ, 2018. - 103 с.
5. Панченко О. Л. Инклюзивное образование как фактор интеграции в социум инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья: региональное измерение [Текст] : монография / О. Л. Панченко ; под общ. ред. В. Д. Парубиной. – Казань : НОУ ВПО «Университет управления «ТИСБИ», 2015. - 400 с
6. Дмитриев А. А. Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью [Текст] : учеб. пособие. - М.: ИИУ МГОУ, 2017. - 260 с
7. Мельник, Ю. В. Инклюзивное образование в России и за рубежом: теория и практика [Текст] : монография / Ю. И. Мельник, Н. А. Одинокова, А. А. Смирнова ; Центр содействия развитию науч. исследований. - Новосибирск: ООО Агенство Принт, 2013. - 206 с.
8. Инклюзивное образование - образование для всех: материалы республиканской науч.- практ. конф. (22 декабря 2017 года, г. Уфа) [Текст] – Уфа : изд-во ИРО РБ, 2017. - 180 с.