Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Заикание – довольно распространенный речевой недостаток, при котором говорящий испытывает специфические затруднения в произношении слов, фраз. Речь говорящего прерывается характерными остановками, запинками, повторами отдельных звуков, слогов и даже слов. Возникают эти затруднения только в момент речевого общения, вне его, прерывистость речи исчезает. Речевой дефект типа заикания не ограничивается только судорожными спазмами мышц, участвующих в акте речи, то есть не является только двигательным расстройством, хотя и весьма сложным по своему патогенезу.
В настоящее время интерес к проблеме не падает, более того, начиная с 1994 года регулярно проходят Международные симпозиумы, посвященные только проблеме заикания. Эти научные конгрессы собирают более тысячи ученых из стран всего мира. Регулярно издается международный специальный журнал «Fluen y Disorders» («Нарушение плавности»), который также посвящен этой проблеме. Огромный интерес ученых всего мира к проблеме заикания свидетельствует о ее актуальности.
В отечественной логопедии разработан оригинальный подход в оценке клинической картины заикания. Выделение двух клинических форм заикания -– невротической и неврозоподобной -– позволяет наиболее полно оценить не только судорожные проявления в речи заикающихся, но и особенности личности как в начальный период развития заикания, так и при его хронификации. Помимо судорожных запинок, заикание включает в себя нарушения высшей нервной деятельности, связанные в одних случаях с органическим поражением ЦНС, в других случаях – с невротической реакцией. Наблюдаемая при заикании хронификация процесса вызывает, как правило, вторичную невротизацию в качестве реакции личности на основное заболевание, что делает заикание сложнейшим патологическим процессом, который может сопровождать человека всю его жизнь.
Проблема заикания
Проблему заикания можно считать одной из самых древних в истории развития учения о расстройствах речи. Различное понимание его сущности обусловлено уровнем развития науки и позиций, с которых авторы подходили и подходят к изучению этого речевого расстройства.
В древние времена в заикании преимущественно усматривали болезнь, связанную с накоплением влажности в головном мозге (Гиппократ) или не-правильным соотнесением частей артикуляционного аппарата (Аристотель). Возможность нарушений в центральном или периферическом отделах речево-го аппарата при заикании признавали Гален, Цельс, Авиценна.
На рубеже 19-20 вв. заикание пытались объяснить как следствие несо-вершенства периферического аппарата речи. Так, например, Санторини счи-тал, что заикание возникает при отверстии в твердом небе, через которое яко-бы слизь просачивается на язык и затрудняет речь. Вутцер объяснял это не-нормальным углублением в нижней челюсти, в которой прячется кончик язы-ка при своем движении; Эрве-де-Шегуан – неправильным соотношением между длиной языка и полостью рта или слишком плотным прикреплением его короткой уздечкой [3, с. 51].
Другие исследователи связывали заикание с нарушениями в функцио-нировании речевых органов: судорожное закрытие голосовой щели (Арнот, Шультесс); чрезмерно быстрый выдох (Беккерель); спазматическое сокраще-ние мышц, удерживающих язык в полости рта (Итар, Ли, Диффенбах); несо-гласованность процессов мышления и речи (Блюме); несовершенство воли человека, воздействующей на силу мышц речедвигательного механизма (Меркель) и т. д.
Часть исследователей связывала заикание с нарушениями в протекании психических процессов. Например, Блюме считал, что заикание возникает от того, что человек или мыслит быстро, так что речевые органы не поспевают и потому спотыкаются, или же, наоборот, речевые движения «опережают про-цесс мышления». И тогда из-за напряженного стремления выровнять это несоответствие мышцы речевого аппарата приходят в «судорогоподобное со-стояние».
В начале ХIХ в. ряд французских исследователей, рассматривая заика-ние, объясняли его различными отклонениями в деятельности перифериче-ского и центрального отделов речевого аппарата. Так, врач Вуазен механизм заикания связывал с недостаточностью церебральных реакций на мускульную систему органов речи, т. е. с деятельностью центральной нервной системы. Врач Дело объяснял заикание как результат искажения звукопроизношения (ротацизм, ламбдацизм, сигматизм), органического поражения голосового ап-парата или неполноценной работы головного мозга. Он первым отметил со-средоточение акустического внимания заикающегося на своей речи. Врач Ко-ломба де л'Изер считал заикание особой контрактурой мышц вокального ап-парата, возникающей вследствие его недостаточной иннервации [10, с. 311].
В России большинство исследователей рассматривали заикание как функциональное расстройство в сфере речи, судорожный невроз (И.А. Си-корский; И. К. Хмелевский; 3. Андрес, и др.), или определяли его как страда-ние чисто психическое, выражающееся судорожными движениями в аппарате речи (Хр. Лагузен; Г. Д. Неткачев), как психоз (Гр. Каменка).
К началу ХХ в. все многообразие понимания механизмов заикания можно свести к трем теоретическим направлениям:
Заикание как спастический невроз координации, происходящий от раз-дражительной слабости речевых центров (аппарата слоговых координаций). Это было четко сформулировано в трудах Г. Гутцмана, И. А. Куссмауля, а затем в работах И. А. Сикорского, который писал: “Заикание есть внезапное нарушение непрерывности артикуляции, вызванное судорогой, наступившей в одном из отделов речевого аппарата как физиологического целого”. Сторон-ники этой теории вначале подчеркивали врожденную раздражительную сла-бость аппарата, управляющего слоговой координацией. В дальнейшем они объясняли заикание в свете невротизма: заикание – это судорогоподобные спазмы.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Белякова, Л. И. Логопедия. Заикание / Л.И. Белякова, Е.А. Дьякова. - М.: Academia, 2012. - 224 c.
2. Власова Н.А., Беккер К.П. Этиология заикания // Заикание. – М.: Медицина, 2018. – С. 11-15.
3. Заикание // Логопедия: Учебник для студентов дефектологических факультетов педагогических вузов / Под редакцией Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2018. – 480 с.
4. Зееман М. Заикающиеся дети // Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): Учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений: В 2т. Т.1, раздел 5 / под редакцией Л.С. Волковой и В.И. Селиверстова. – М.: Владос, 2007. – 401с.
5. Либманн А. Патология и терапия заикания и косноязычия // Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений: В 2т., Т.1, раздел 5 / под ред. Л.С. Волковой и В.И. Селиверстова. – М.: ВЛАДОС, 2006. – 395с.
6. Морозова Н.Ю. Как преодолеть заикание. - М: Изд-во ЭКСМО – Пресс, В. Секачев, 2002. –192 с.
7. Парамонова Л. Г. О заикании. Профилактика и преодоление недуга. – М.: Детство-Пресс, 2010. –128 с.
8. Поварова, И.А. Заикание. Диагностика и коррекция темпо-ритмических нарушений устной речи.: Речь, 2005 -290 с.
9. Сикорский, И.А. Заикание.: АСТ, Астрель, Транзиткнига, 2006 -192 с.
10. Филатова Ю.О. Заикание: проблемы теории и практики. Коллективная монография /. – М.: Национальный книжный центр, 2016. – 746 c.