Фрагмент для ознакомления
2
Введение
На протяжении жизни человек ощущает воздействие физической нагрузки на организм. Осознанно или неосознанно индивид выполняет физические упражнения. Неизбежно одно: личные ощущения. Они могут проявляться в радости, эмоциональном благополучии или страданиях от чрезмерной физической нагрузки.
Зная пользу от воздействия физических упражнений на организм человек стремится регулировать путем дозирования физическую нагрузку. Поскольку правильно сформированные занятия укрепляют здоровье, улучшают физическое развитие, повышают физическую подготовленность и работоспособность, усовершенствуют функциональные системы организма человека.
Физические упражнения тренируют сердечно-сосудистую и дыхательную систему. Например, для сердца расширяются границы его возможностей, и оно адаптируется к перекачиванию намного большего количества крови, чем это может совершить сердце человека, не занимающегося спортом.
Однако, бесконтрольное и бессистемное занятие физической культурой и спортом не дает желаемых результатов и нужного эффекта, а иногда и вовсе может нанести необратимый вред здоровью.
Нивелировать условия, при которых возможно негативные последствия занятий физическими упражнениями, спортом, призваны мероприятия контроля и самоконтроля самих занимающихся.
В настоящее время многие люди занимаются спортом самостоятельно, поэтому очень важно знать, что представляет из себя самоконтроль и для чего он нужен, с целью не навредить своему здоровью.
Объектом исследования данной работы является самоконтроль занимающихся рекреативной и туристской деятельностью.
1. Понятие самоконтроля
Самоконтроль (по Синякову А.Ф.) - это управление собственным здоровьем, физическим развитием, функциональным состоянием, переносимостью физических нагрузок.
Цель самоконтроля - повышение эффективности занятий физической культурой и спортом при помощи объективной оценки состояния организма.
Структура самоконтроля: наблюдение, анализ состояния организм.
Средства самоконтроля: объективные (тесты) и субъективные (ощущения, чувства, эмоции) приемы.
В теоретическом аспекте (по Абзалову Р.А.) выделяют методы самоконтроля за функциональным состоянием организма и методы самоконтроля за физическим развитием .
Функциональное состояние (по Добровольскому Б.В.) - это совокупность наличных характеристик физиологических и психофизиологических процессов, во многом определяющих уровень активности функциональных систем организма, особенности жизнедеятельности, работоспособность и поведение индивида. По сути, это возможность человеком выполнять свою конкретную специфическую деятельность.
Показатели деятельности тех физиологических систем, которые являются ведущими в процессе выполнения физической нагрузки, - это функциональное состояние сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Для изучения функционального состояния организма его исследуют в условиях покоя и в условиях проведения различных функциональных проб.
Самоконтроль за физическим развитием осуществляют по тестам. Например, для определения уровня развития силы индивид использует такие общедоступные контрольные упражнения, как подтягивания на перекладине из положения виса или сгибание и разгибание рук в упоре лежа. Критериями оценки уровня развития силовых способностей в подтягивании для юношей выступают такие показатели: 9 раз – отлично, 7 раз – хорошо, 5 раз удовлетворительно.
2. Объективные и субъективные методы самоконтроля
К объективным приемам относятся те, используя которые можно измерить и выразить количественно:
антропометрические показатели (длина тела и его масса, окружность грудной клетки и др.);
спортивные результаты;
силовые показатели отдельных групп мышц.
Субъективными методами можно дать оценку самочувствию, настроению, чувству утомления и усталости, желанию или нежеланию заниматься физическими упражнениями, нарушению аппетита и сна, боязни соревнований и другим состояниям .
Наилучшей формой самоконтроля является ведение дневника. В нем рекомендуется отмечать объем и интенсивность тренировочных нагрузок, результаты прикидок и соревнований, некоторые объективные и субъективные показатели состояния организма в период занятий физическими упражнениями.
Приведу пример, заполнения страниц дневника самоконтроля. Рассмотрю и дам оценку режиму учебы, отдыху и физической активности.
Таблица 1
Динамика изменения режима дня в течение недели
Элемент режима Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс Среднее
значение
за неделю
Сон 9 8 8 8 8 10 10 8,7 час
Еда 65 70 70 65 65 60 60 65 мин
Гигиенические процедуры 20 30 25 30 20 10 10 20,7 мин
Учеба 8 8 8 8 8 - - 5,7 час
Дорога на учебу и с учебы 40 40 40 40 40 - - 28,6 мин
Прогулки, активный отдых на воздухе 1,5 1,5 1,5 1,5 1,5 3,0 3,5 2 час
Чтение 15 20 10 15 10 1,5 1,5 29,3 мин
Просмотр телевизора 30 20 20 30 20 - - 17,1 мин
Компьютер 40 40 40 40 40 15 15 33 мин
Спортивные занятия 1,5 1,5 1,5 1,5 1,5 64,3 мин
Работа по дому 15 15 20 15 15 70 10 22,9 мин
Иное
Таблица 2
Моя физическая активность
№
вопроса Вопрос Ответ Баллы
1 Сколько раз в неделю Вы занимались
интенсивной физической нагрузкой? _5__ дней = число дней
2 Сколько обычно длится Ваша интенсивная
физическая нагрузка? до 10 мин
10-20 мин
20-40 мин
40-60 мин
1 ч и более 0
1
3
5
7
3 Сколько раз в неделю Вы занимаетесь
неинтенсивной физической нагрузкой? _2__ дней = число дней
4 Какова обычная продолжительность Вашей
неинтенсивной физической нагрузки в
течение дня? до 20 мин
20-40 мин
40-60 мин
60-90 мин
1,5 ч и более 0
1
3
5
7
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Обреимова Н.И., Петрухин А.С. Основы анатомии, физиологии и гигиены детей и подростков / Обреимова Н.И., Петрухин А.С. – М.: «Академия», 2000. – 376 с.
2. Ермолаев Ю.А. Возрастная физиология / Ермолаев Ю.А. – М.: «Высшая школа», 2003. – 457 с.
3. Фарбер Д.А. Физиология школьника / Фарбер Д.А., Корниенко И.А., Сонькин В.Д. – М.:Педагогика, 1990.- 64с.
4. Рохлов В.С. Практикум по анатомии и физиологии человека: учеб.пособие для студ. пед. учеб. заведений / В.С. Рохлов, В.И. Сивоглазов. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 160 с.
5. Хрипкова А.Г. Возрастная физиология и школьная гигиена/ Хрипкова А.Г., Антропова М.В., Фарбер Д.А. – М.: Просвещение, 1990 – 319 с.
6. Безруких М.М Возрастная физиология: (Физиология развития ребенка): Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений /М. М. Безруких, В. Д. Сонькина, Д. А. Фарбер. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 416 с.
7. Хрипкова А.Г. Адаптация организма учащихся к учебной и физической нагрузкам / А.Г. Хрипкова, М.В. Антропова. – М.: Педагогика, 1982.
8.Безруких М. М. Методика комплексной оценки и организация системной работы по сохранению и укреплению здоровья школь¬ников: методические рекомендации / под ред. М. М. Безруких, В. Д. Сонькина. - М.: Изд. дом «Новый учебник», 2003. - 201 с.
9. Мишина Е.Г. Функциональное состояние мозгового кровообращения у детей и подростков в процессе возрастного развития /Нижнетагильская социально-педагогическая академия. Ученые записки. Естественные науки / отв. ред. Т.В. Жуйкова. – Нижний Тагил, 2009. – С. 43- 48.
Электронные ресурсы Интернета
1. Основы физиологии человека – Агаджанян, Н.А. – Учебник [Электронный ресурс]http://www.bookmed. com/fiziologiya /276-osnovy- fiziologii – cheloveka - agadzhanyan.htm
2.Основы физиологии человека –Учебник для высших учебных заведений. В 2-х томах [Электронный ресурс]http://www.download - bookm. ru/fiziologiya /osnovy- fiziologii – cheloveka.htm.