Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Психологическое консультирование - это сложившаяся практика оказания действенной психологической помощи людям, основанная на убежденности в том, что каждый физически и психически здоровый человек в состоянии справиться почти со всеми возникающими в его жизни психологическими проблемами.
Клиент, однако, далеко не всегда определенно и точно знает заранее, в чем состоит суть его проблемы и как ее лучше всего решать, опираясь на собственные силы и возможности. В этом ему и должен оказать помощь профессионально подготовленный психолог-консультант. Это и есть основная задача психологического консультирования
1. Психологическое консультирование отличается от других видов оказания практической психологической помощи следующими основными особенностями
2. Психологическое консультирование предполагает относительно кратковременный период и эпизодический характер личных контактов психолога-консультанта с клиентом; психолог-консультант в основном только дает советы клиенту, а их практическая реализация становится делом самого клиента, активную роль он сохраняет за собой; психокоррекционная работа чаще всего проводится самим клиентом в отсутствие психолога, без прямого или постоянного взаимодействия с ним. психодиагностика в начале работы с клиентом сводится к минимуму и в основном опирается на результаты непосредственного наблюдения консультанта за поведением клиента; за конечный результат работы психолог-консультант не несет прямой персональной ответственности (консультант не отвечает за то, воспользуется или не воспользуется клиент его советами). Консультант отвечает лишь за правильность своих выводов о сути проблемы клиента и за потенциальную эффективность предлагаемых клиенту практических рекомендаций.
Таким образом, актуальность данной работы обусловлена значимостью психодиагностических методик применяемых в психологическом консультирование Цель: изучить особенности психологического консультирования.
Задачи:
1)Изучить литературу по теме исследования;
2)Изучить психодиагностические методики;
3)Рассмотреть профессиональное консультирование в работе психолога.
Тема 1. Психологическая помощь личности как предмет изучения.
Задание 1.
Выпишите определения психологической помощи. Представьте и обоснуйте собственный вариант данного определения с учетом ранее представленных формулировок.
Психологическая помощь – область практического применения психологии, ориентированная на повышение социально-психологической компетенции людей, преодоление различных психологических проблем и формирование психологического здоровья человека.
Психологическая помощь – это профессиональная помощь психолога в разрешении психологических проблем, возникающих у людей разных возрастных категорий (детей, родителей, педагогов).
Психологическая помощь – система психологических воздействий, основанная на различных психологических теориях, ориентированная на повышение социально-психологической компетентности людей.
Психологическая помощь— область практического применения психологии, ориентированная на повышение социально-психологической компетентности людей и оказания психологической помощи, как отдельному человеку, так и группе или организации.
Психологическая помощь — это поддержка и содействие человеку или социальной группе в психологически сложной жизненной ситуации.
Психологическая помощь - (от греческого ψυχή – «душа», γενεά – «порождение») – практическое применение научных знаний, методов, способов и возможностей психологической науки для оказания содействия человеку, испытывающему психологические трудности, перенесшему психические травмы или длительные и интенсивные психические переутомления.
По моему мнению, психологическая помощь – это профессиональная поддержка и содействие, оказываемые человеку, семье или социальной группе в решении их психологических проблем, социальной адаптации, саморазвитии, самореализации, реабилитации, преодолении сложной психологической ситуации. Этот термин более полно отражает все стороны определения «психологическая помощь»:
- помощь не бытовая, а профессиональная;
- отражена категория лиц;
- есть определение в чем должна заключаться помощь.
Тема 2. История возникновения и методологические основы психологической помощи.
Задание 1.
Проведите сравнительный анализ особенностей психологической помощи в двух странах по собственному выбору. Оцените положительные и отрицательные характеристики в описанных вариантах (Россия и США).
Россия:
Плюсы:
- В России не существует федерального закона (ФЗ) о психотерапии. Есть «Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан» - 19.08.1993 и Закон РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» - 02.07.1992. В отсутствие ФЗ, правовой нормой являются подзаконные акты – постановления. Заниматься психотерапией вне учреждений Минздрава и Минтруда запретить психологу никто не может.
- Российское психологическое консультирование продвинулось на несколько шагов вперед и люди начинают не так бояться идти к психологу за помощью.
Минусы:
- основной минус: недостаточного доверия к психологической помощи, сложившиеся в России, вызванные особенностями социально-экономической ситуации, особенностями межэтнического взаимодействия, менталитетом российских граждан
- психологической практики в той форме, в которой мы привыкли ее видеть за рубежом, в России практически нет. Полноценную классифицированную психологическую помощь могут оказывать либо в лечебных учреждениях, либо в специализированных центрах, специально созданных для оказания психологической помощи.
США:
Наиболее представлена психологическая служба в США, где она начала развиваться с начала XIX века и в настоящее время является одной из наиболее жизненных и действенных направлений современной психологии.
Плюсы:
- Психологическая помощь развита, почти каждый ходит к психологу и это не считается зазорным.
- Отдельно по психологическим специализациям. Они тут существуют, их много, около полусотни, но деление это происходит не по теоретическим подходам (типа гуманистическая психология версус бихевиористская; как правило, практические психологи обязаны знать все возможные теории, которые только могут помочь, и уметь их применять), а по практическим приложениям. К примеру, клиническая, образователная, психология развития, детская, "старческая" и т.д. и т.п.
Минусы:
- В связи с высоким уровнем толерантности, консультируют всех (с различными особенностями восприятия, идентификации).
- Высокая стоимость услуг (если не входит в страховку).
Тема 3. Нормативные документы, регламентирующие деятельность психолога.
Задание 1.
Представьте краткие характеристики трех нормативных документов, регламентирующих осуществление психологической помощи, включающих федеральные законы и профессиональные стандарты. На выбор по желанию студента, либо задание 1, либо задание 2.
1.ФЗ о психологической помощи Законопроект «О психологической помощи в РФ» (РПО) ПРОЕКТ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «О психологической помощи населению в Российской Федерации»
https://psy.su/materialy/normativnye_dokumenty/zakon_o_psihoterapii_versiya_rpa/
В целях обеспечения социальной защищенности и психологического благополучия населения Российской Федерации, обеспечения доступа граждан к квалифицированной психологической помощи настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в сфере оказания психологической помощи населению в Российской Федерации (далее - психологической помощи) и определяет:
1) правовые, организационные и экономические основы оказания психологической помощи;
2) права и обязанности человека и гражданина, отдельных групп населения в сфере оказания психологической помощи, гарантии реализации этих прав;
3) полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере оказания психологической помощи;
4) права и обязанности лиц, оказывающих психологическую помощь;
5) контроль, надзор и ответственность в сфере оказания психологической помощи
2.Концепция Минобрнауки России от 14.12.2017 № б/н «Концепция развития психологической службы в системе образования в Российской Федерации на период до 2025 года»
http://psiholog-rmo.ru/wp/wp-content/uploads/2018/01/20180117-koncepciya_17.pdf
Концепция разработана в целях реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы".
Настоящая Концепция развивает положения Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", предусматривающие реализацию права каждого человека на образование (статья 5); наделение органов государственной власти субъектов Российской Федерации полномочиями по предоставлению психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, своем развитии и социальной адаптации (статья 8); предоставление обучающимся условий для обучения с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья, в том числе получение социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной психолого-медико-педагогической коррекции (статья 34); оказание психолого-педагогической,