Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Право на труд является одним из самых важных конституционных прав человека. Реализация данного права предполагает возможность реализации некоторых иных социально-трудовых прав: право на справедливую трудовую оплату, право на отдых, на безопасные трудовые условия и т.д.
Свобода труда выражается в потенциальной возможности избрания гражданином области приложения собственных способностей к труду. Право на труд подразумевает не только возможность избрания гражданином области приложения собственных способностей к труду, но и содействие государства в реализации данной возможности.
Проводя анализ разных позиций представителей науки трудового права по исследуемой проблеме, а также отечественного и международного права, можно вести речь о том, что Конституция РФ предусматривает право на труд как таковое в том смысле, какое придают ему акты международного права. Если говорить о самой формуле «право на труд в условиях, которые отвечают требованиям гигиены и безопасности» Конституции РФ, то она никак не говорит об отсутствии права на труд как такового. Наоборот, эта формулировка Конституции РФ закрепляет принципиально новое содержание права на труд, то есть не просто право на труд, а право на труд в условиях, которые отвечают требованиям гигиены и безопасности. Другими словами, действующая Конституция РФ расширяет содержание права на труд, дополним его формулировкой – право на трудовые условия, которые отвечают требованиям гигиены и безопасности.
Цель данной работы – комплексное исследование статьи 37 Конституции РФ (права на труд).
Право на труд
Конституция Российской Федерации занимает высшую ступень в системе источников трудового права. Иные источники трудового права должны строго соответствовать требованиям Конституции РФ. Действующая Конституция Российской Федерации подразумевает организацию конкретного правопорядка, включая и в область труда. После принятия Конституции РФ обеспечено и использование международно-правовых актов в сфере труда.
Согласно части 4 статьи 15 Конституции РФ общепризнанные положения и принципы международного права признаются структурным элементом системы права РФ. До формирования этого правила в Конституции РФ положения международно-правовой регламентации труда не подлежали применению.
С позиции формального выражения организации общего правопорядка в области труда, Конституция РФ признается источником трудового права. Материальное выражение Конституции РФ в определенных правоотношениях во время регулирования труда непосредственно связано с использованием ее отдельных положений. Во время регулирований отношений, которые образуют предмет трудового права, используются, а, соответственно, и проявляются в материальном смысле определенные нормы Конституции РФ .
Согласно статье 2 Конституции Российской Федерации комплекс прав и свобод человека и гражданина должны выступать в качестве высшей ценности, охрана которых является прямой обязанностью государства. Это конституционное положение дает возможность применить нормы трудового законодательства, которые наиболее полно отражают права и свободы человека и гражданина в трудовой сфере. Притом обязанность по обеспечению их практической реализации возлагается на уполномоченные органы государства.
В статье 7 Конституции РФ Россия объявлена социальным государством, основная политика которого направлена на образование условий, которые обеспечивают достойный уровень жизни и свободное человеческое развитие, охрану здоровья и труда людей. Государство, учитывая вышеперечисленные требования, должно определять гарантированный МРОТ. Названная норма Конституции РФ подлежит применению во всех случаях оценки трудовых условий, их воздействия на человеческое здоровье, а также во время исследования заявления о величине минимальной зарплаты.
В статье 19 Конституции Российской Федерации установлен принцип равенства всех перед законодательством и судом, недопустимость дискриминации по перечисленным в данной статье признакам. Исследуемая норма Конституции РФ не дает возможности определять разнообразные подходы при регламентации труда, учитывая должностной статус. В частности, запрещается определять разные коэффициенты и надбавки к зарплате лицам, которые трудятся в районах Крайнего Севера и местностях, к ним приравненных, учитывая должностное положение.
В статье 37 Конституции РФ провозглашается свобода труда, право независимо распоряжаться собственными трудовыми способностями, право на труд в условиях, которые отвечают нормам гигиены и безопасности, право на получение вознаграждения за труд без любой формы дискриминации, право на трудовые споры индивидуального и коллективного характера, право на получение отдыха и запрещение труда в принудительной форме.
Нормы действующей Конституции РФ не устанавливают обязательства трудиться. Согласно статье 37 Конституции РФ труд является свободным, каждый вправе свободно распоряжаться собственными трудовыми способностями, избирать профессию и род деятельности. Принудительный труд находится под запретом. Каждый обладает правом на труд в условиях, которые отвечают требованиям гигиены и безопасности, на вознаграждение за труд без любой дискриминации и не менее предусмотренного федеральным законодательством минимального размера трудовой оплаты, а также право на получение защиты от безработицы.
Подобная формулировка статьи 37 Конституции РФ вызвала в юридической литературе обширную дискуссию в связи с тем, предусматривает ли действующая Конституция РФ право на труд как таковое. Имеются разные позиции по этому вопросу.
Одни исследователи придерживаются позиции, что Конституция РФ не предусматривает право на труд как таковое и признают его только в качестве компонента (структурной части) свободы труда . Другие ученые считают, что действующая формулировка ст.37 Конституции РФ дает возможность рассматривать право на труд только в его узком значении, то есть в качестве права на охрану труда . С позиции третьих, с упразднением категории «всеобщность труда» и обязанности трудиться равное право на труд выражено в принципиально ином виде, так как оно не гарантируется .
Не отрицая наличие в нормах Конституции РФ права на труд, отдельные представители науки трудового права считают, что право на труд включается в понимание конституционно предусмотренной свободы труда либо что право на труд приравнивается к свободе труда – это равные понятия и нет никаких оснований для того, чтобы их противопоставлять.
Подобное отличие в подходах к пониманию норм Конституции РФ о праве на труд определяет объективную потребность остановиться на анализе вышеизложенных точек зрения, в т. ч. с позиции юридической природы права на труд, его содержания и представления о нем в значении, которое придается действующей Конституцией РФ.
Стоит также учитывать то, каким образом изложена данная статья. Кроме отсутствия упоминания о гарантированности она ставит акцент с обеспечения работой на трудовые условия, то есть речь ведется о праве не на труд, а только на труд в благоприятных условиях. Иными словами, формулировка части 3 статьи 37 Конституции РФ не предусматривает право на труд как таковое, несмотря на то, что применяет данные три слова в тексте. Эту позицию разделяется А. М. Лушников. Он считает, что Конституция РФ отказалась от правомерного закрепления права на труд как такового и его гарантий, установив только свободу труда, предусматривая право каждого на свободной основе распоряжаться собственными трудовыми способностями, выбирать профессию и род деятельности .
Необходимо отметить, что нормы Конституции РФ провозглашают не право на труд в качестве занятости, гарантированной государством, а право на безопасные трудовые условия. Отказавшись от закрепления права на труд как на получение гарантированной работы, государство устанавливает право на защиту от безработицы (часть 3 статьи 37 Конституции РФ), а в части 1 статьи 2 Трудового кодекса РФ предусмотрена защита от безработицы и содействие в трудоустройстве.
В настоящее время позиция государства к принципу права на труд в его прежнем значении однозначно не установлена. Это предоставляет некие основания для того, чтобы сомневаться в сохранении конституционного права граждан на труд, понимаемого в качестве гарантированного государством права на трудоустройстве, следовательно, и работодателя по обеспечению права каждого на труд.
Если рассматривать проблему соотношения принципов свободы труда и права на труд, можно говорить о том, что право на труд потеряло свойство всеобщности, полностью государством не обеспечивается и больше похоже на лозунг, нежели на определенное предписание, имеющее обязательный характер для исполнения.
В юридической литературе говорится, что в нормах Конституции РФ не только была изменена последовательность закрепления прав социально-экономического характера, но и потеряла юридическую силу прежняя ориентация на главную роль государства, предоставляющего данные права человеку и гражданину. Были видоизменены трудовые права, на первое место поставлена свобода труда, право каждого свободно распоряжаться собственными трудовыми способностями, и закреплено право на труд, которое по тексту отделяется от свободы труда и включается совместно с иными правами в содержание части 3 статьи 37 Конституции РФ .
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников и литературы
Нормативные правовые акты:
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 04.11.2022) // Российская газета, N 256, 31.12.2001
Научная и учебная литература:
1. Ашихмина Е.К. Право на труд и свобода труда в трудовых отношениях // Журнал «Молодой ученый». - 2021. - № 25 (367). - С. 253-256.
2. Бажева Д.В., Чернышева Т.М. Право на труд как конституционный постулат // Журнал «Юридические науки: проблемы и перспективы». - 2018. - С. 49-51.
3. Бышок К.А., Сапунова Е.В., Пыхтина М.Г. Реализация права на труд в Российской Федерации // Журнал «Вопросы науки и образования». - 2019. - № 23 (71). - С. 114-118.
4. Дёмина Е.Н. К вопросу о реализации права на труд в современном обществе // Журнал «Центральный научный вестник». - 2018. - Т. 3. - № 7 (48). - С. 49.
5. Лавицкая М.И. Проблемы реализации права на труд в РФ на современном этапе // Журнал «Гуманитарный научный вестник». - 2021. - № 3. - С. 214-221.
6. Лушников А. М., Лушникова М. В. Трудовое право: учебник. М.: Проспект. – 2021. – 768с.
7. Мазитов А.И., Кальсина В.Д. Право на труд как естественное право человека // Инновационные процессы в научной среде. Сборник научных статей. - 2017. - С. 45-46.
8. Стрекозов, В. Г. Конституционное право России : учебник для академического бакалавриата / В. Г. Стрекозов. — 6-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2018. — 244 с.
9. Трудовое право: учебник / В. Л. Гейхман [и др.] ; под редакцией В. Л. Гейхмана. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2018. — 382 с.
10. Чиркин В. Е. Конституционное право: учебник для бакалавриата. М.: Проспект . – 2018. – 304с.