Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Проблема профессионального самоопределения личности не теряет своей актуальности на протяжении многих десятилетий, что объясняется сложностью феномена профессионального самоопределения и вариативно-стью как объективных характеристик социальной ситуации жизни индиви-да, так и психологических особенностей субъекта этого самоопределения.
В современном обществе существует большой выбор профессий, но он осложняется особенностями семейного воспитания, глобализацией и культурой, что приводит к снижению ответственности молодых людей за профессиональный выбор, а отсутствие попыток найти себя вызвано убеж-денностью в важности профессия, стремлением к материальному благопо-лучию, что определяет актуальность изучения социальных факторов про-фессионального самоопределения.
Объект исследования – профессиональное самоопределение.
Предмет исследования – социальные факторы профессионального самоопределения.
Цель исследования – выявить влияние социальных факторов профес-сионального самоопределения.
Гипотеза исследования. Предполагается, что социальные факторы оказывают существенное влияние на профессиональное самоопределение старшеклассников.
Цели исследования:
1. Провести теоретический анализ проблем профессионального са-моопределения.
2. Организовать и провести эмпирическое исследование профессио-нального самоопределения выпускников школ.
3. Выявить взаимосвязь социальных факторов и профессионального самоопределения старшеклассников.
Методы исследования: теоретический анализ, психодиагностические методы, методы обработки данных.
Понятие профессионального самоопределения. Факторы профессио-нального самоопределения
Профессиональное самоопределение личности является сложным и длительным процессом, который происходит на протяжении всей жизни. То, насколько этот процесс является эффективным, зависит от степени со-гласованности индивидуальных возможностей человека с требованиями профессиональной деятельности, которые напрямую зависят от ее содер-жания [6].
Профессиональное становление предполагает перестройку самосо-знания, самооценки, типа мышления и системы ценностей. Эти изменения связаны с созреванием личности, поэтому возраст рассматривается как важнейший фактор профессионального самоопределения.
Личность как сложная саморегулирующаяся система определяет процесс профессионального самоопределения. В связи с этим обязатель-ным условием является решение вопроса о добросовестности принятия решений при выборе профессии. На человека целенаправленно воздей-ствуют различные социальные институты: семья, школа, средства массовой информации, общественные организации, литература. Набор учреждений обеспечивает системное решение задач профессионального образования, пробуждение профессиональных интересов и склонностей, ориентиров и ценностей в работе, представлений о способах трудоустройства и преодо-ления трудностей.
Личность выступает как активная сторона взаимодействия. Ведущая деятельность в процессе профессионального становления выступает как форма взаимодействия субъекта с объектом его потребности, как условие психической рефлексии и детерминации развития личности.
Итогом профессионального самоопределения является профессио-нальная идентичность, которая отражает выраженность концептуального представления человека о своем месте в профессиональной общности и группе [2]. Е.П. Ермолаева в своей работе определяет профессиональную идентичность – как продукт длительного профессионального, а также лич-ностного развития, который складывается на основе высоких уровней овладения профессией. Выступает как устойчивое согласование основных элементов профессионального процесса. Продукт, в котором происходит согласование идеальных и реальных профессиональных представлений индивида о себе [2].
Становление профессиональной идентичности – сложный процесс, который не всегда осознается самим человеком. Е.А. Климов в своей рабо-те рассказывает о том, что формирование идентичности у современного профессионала носит слабо осознанный характер. Замена человека авто-матизацией предприятия замедляет процесс понимания человеком своей роли в профессиональном процессе. А без этого становится невозможным понимание своего места в профессиональной среде [5].
Д.И. Завалишина считает, что профессиональная идентичность – это характеристика субъекта, который выбирает и реализует способ профес-сионального взаимодействия с окружающим миром, а также способ про-фессионального взаимодействия с окружающим миром [3].
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Высоков И.Е. Математические методы в психологии: учебник и прак-тикум для вузов. – М. : Издательство Юрайт, 2020. – 431 с.
2. Ермолаева Е.П. Профессиональная идентичность и маргинализм: концепция и реальность // Психологический журнал. – 2001. – Т.22. №4. – С. 51-60.
3. Завалишена Д.Н. Способы идентификации человека с профессией // Психология субъекта профессиональной деятельности. – М., 2001. – С. 104-128.
4. Ильин В.А. Сравнительное исследование особенностей психосоци-ального развития учащихся старших классов и студентов - перво-курсников высших учебных заведений // Психологическая наука и образование. – 2009. – №1. – С. 14–22.
5. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. – Ростов-на-Дону : Феникс. 1996. – 512 с.
6. Кыштымова Т.В. Профессиональное самоопределение старшекласс-ников в процессе культурно-досуговой деятельности / Т.В. Кышты-мова, И.Ю. Блясова, А.Г. Максимовских // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2015. – № 4-3. – С. 40-42.
7. Пряжников Н.С. Психология труда и человеческого достоинства / Н.С. Пряжников, Е.Ю. Пряжникова. – М. : Академия, 2003. – 476 с.
8. Психология труда / Под ред. А.В. Карпова. – М. : ВладосПресс, 2005. – 351 с.
9. Резапкина Г.В. Психология и выбор профессии. – М. : Генезис, 2015. – 208с.
10. Шнейдер Л.Б. Личностная, гендерная и профессиональная идентич-ность: теория и методы диагностики: учеб. - метод. пособие. – М. : МПСИ, 2007. – 128 с.